Обзор гитарной педали дисторшн Pro co RAT 2

Обзор гитарной педали дисторшн Pro co RAT 2

PRO CO Rat 2 – продолжение оригинальной педали Rat, столь полюбившейся многим гитаристам – мощный, ровный перегруз, который хорошо звучит как с хамбакерами, так и с синглами, добавляя легкую естественную компрессию. Плавно меняющийся уровень перегруза в сочетании с частотным фильтром позволяет отстроить хорошо сбалансированное звучание.

PRO CO Rat 2 позволяет добиться более сильного уровня искажения, чем оригинальная Rat, что немаловажно для любителей тяжелой музыки. Педаль имеет очень прочный стальной корпус, с возможностью простой замены батарейки. Характерной особенностью педали является true bypass.

Педаль Rat 2 потребляет ток 3 мА и имеет габариты 73 x 103,2 x 79,4 мм, массу 0,8 кг.

Обзор №1

Педаль PRO CO Rat 2 является современной реинкарнацией классической педали Rat, наиболее близкой к ней по звучанию. Собственно, об этом говорит и внешний вид Rat 2 (рис. 4), почти полностью повторяющий классическую модель Small Box Rat (также известную как Whiteface Rat), выпускавшуюся с 1984 по 1988 год (вплоть до надписи "Rat" без цифры 2). Являясь дисторшном, Rat 2, тем не менее, позволяет добиться широкого спектра звучаний. Секрет кроется в ручках управления, а, точнее, в том, что настройки параметров Distortion и Filter находятся в нелинейном и, я бы даже сказал, интерактивном взаимодействии.

Во-первых, Filter, являющийся регулятором тембра, работает "в другую сторону". То есть добавляет высоких при повороте не по часовой стрелке, а против. Во-вторых, делает он это не как привычный регулятор тембра, а, скорее, действительно как ВЧ-фильтр. В результате в крайнем левом положении ручки высокочастотных гармоник становится даже слишком много и педаль начинает ощутимо "песочить", что хорошо для гаражно-альтернативных стилей, но не очень - для классического рока. Так что у меня не возникало желания поворачивать эту ручку левее 11 часов, хотя я и люблю яркие звуки.

При положении ручки Distortion в районе 7-8 часов получаются естественно-чистые, блюзовые звуки. Педаль еще позволяет оставлять довольно много высоких, но при небольшом повороте ручки Distortion влево их количество приходится уменьшать. Если прибрать высокие, то в диапазоне дисторшна на 8-9 часов можно получить еще чистые, но уже насыщенные гармониками звуки. Таким, примерно, образом педаль применял один из ее знаменитых пользователей Джон Скофилд - не для искажения, а для "ужирнения" звучания. Чтобы продемонстрировать этот прием, я сделал звуковой пример JazzFatD8. Кстати, о названиях файлов звуковых примеров - получилось несколько шахматное обозначение, но на самом деле везде, где в названии файла присутствуют буквы и цифры, они отображают настройки соответствующих органов управления. Как, например, в файле RhythmD9F3. Он демонстрирует дальнейшее движения регулятора дисторшна по часовой стрелке и иллюстрирует тот факт, что на 9 часах звук становится насыщенным почти до искажения и появляется такая цепкая шершавинка, которая очень хорошо подходит для исполнения ритмических партий. Как видно, фильтр в положении 3 часов - прибран очень сильно. А если включить датчики в противофазе и добавить высоких, то получим почти "стеклянный" фанковый "чес" .

Дальше, после 9 часов, начинается зона дисторшна. Если в промежутке 9-10 часов искажения еще легкие, такие, что вполне можно играть рок-н-ролльные ритмы, не делая их "металльными" (файл RockinD10), то в зоне 10-12 часов это уже настоящий роковый дисторшн. Для его демонстрации я сделал файл MarshallishD12, который, кроме того, содержит характерный роковый риф, что дает каждому возможность самостоятельно оценить, насколько характер звучания педали соответствует звучанию усилителей Marshall - ведь первоначально педаль Rat разрабатывалась для того, чтобы пользователь усилителя Fender мог получить звучание перегруженного Маршалла, причем при любом уровне громкости. Только надо учесть, что звучание современной педали все-таки несколько отличается от оригинала за счет некоторых изменений в схемах. Да и задача такая на сегодняшний день потеряла былую остроту.

Но даже в этой самой "зоне дисторшна" его характер имеет разные оттенки. В области 10-12 часов он носит несколько фузовый оттенок (файлы DirtyArpegioComping и DirtyFuzz), на 12 часах, как можно услышать в примере с имитацией Маршалла, это уже полноценный дисторшн, а в районе 2-3 часов количество гейна для ритма уже предельное. И в случае исполнения ритмических партий я бы не стал поворачивать ручку дисторшна дальше. В случае солирования, естественно, можно добавлять гейна смелее. Используя гитару с хамбакерами и прибрав фильтр в положение 2 часов, можно получить роковое звучание, а используя Стратокастер (или подобный инструмент с синглами) и добавив высоких, получаем яркое и агрессивное блюзовое звучание. Приятно отметить, что на нековом датчике стратокастера с прибранным примерно на 3-4 часа фильтром звучание получает приятную округлость и певучесть.

Звучание педали имеет вполне традиционный, а вовсе не такой уж андеграундный характер. Тому есть объективные причины. Во-первых, как я уже говорил, создатели изначально ставили задачу имитировать звучание Маршалла - классики именно рокового звука, а не альтернативных звучаний. А рекламный слоган Sound Of The Underground не указывает на музыкальный стиль, а предположительно обыгрывает тот факт, что первоначально педали производились в маленьком подвальном помещении фабрики Pro Co (у меня есть подозрение, что и название Rat родилось из-за этого). Также не стоит забывать, что характерный гаражный саунд 90-х получался не только от самих педалей, но и от их сочетания с недорогими комбиками Peavey, которыми массово пользовались молодежные группы того периода.

Общие выводы получились такими. Чем больше высоких частот в сигнале, тем андеграунднее характер звучания. Меньше высоких (фильтр правее 12) - характер более традиционный. С ламповым комбиком характер звучания традиционный, с транзисторным - более грязный, андеграундный, шершавый. То есть стратоподобные инструменты с датчиками, включенными в противофазе, и транзисторный комбик позволяют двигаться в направлении андеграунда, а ламповый комбик и инструменты с традиционно соединенными звукоснимателями дадут классическое звучание. И еще: чем больше мы увеличиваем количество гейна, тем больше стоит уменьшать количество высокочастотных составляющих в спектре сигнала - то есть крутить ручки Distortion и Filter синхронно и в одном направлении.