Модуляционные эффекты. Общие сведения о гитарных педалях модуляции.

Всем нам иногда хочется разнообразить свой звук, однако на одних перегрузах далеко не уедешь, и иногда хочется чего нибудь эдакого. Для этой цели были придуманы модуляционные эффекты. Основаны они в большинстве своем на задержке сигнала и повторении его одновременно с основным, в результате чего возникают интересные эффекты.

Большинство модуляционных эффектов очень хорошо слушаются на соло, а также очень выигрышно звучат на клине и позволяют разбавить неинтересность чистого гитарного звука. Решительно все модуляционные эффекты имеют крутилки Rate и Depth. Rate изменяет скорость модулационных эффектов, а Depth - глубину модуляции (чем больше Depth, тем заметнее эффект). Таким образом, можно добиваться как едва заметного "подкрашивания" звука, так и полного уничтожения любого намека на гитарность звука.

 

Chorus (хорус)
Эффект, ставящий своей целью эффект многоголосия, т.е. хора (отсюда и название) путем создания копии основного сигнала и микроскопических изменений в высоте второго сигнала (как бы "расстраивая" гитару). К сожалению, свой цели не достигает (создания эффекта хора), но эффект все равно получился интересным.

Flanger (фленджер)
Другой эффект, также основаный на тех же принципах, но вместо изменения высоты изменяется величина задержки двух сигналов, благодаря чему создается эффект "гребенчатого фильтра" (часть частот вычитается друг из друга, образуя частотные "дыры").

Phaser (фейзер)
Еще один занимательный эффект, делающий звучание похожим на пролетающий мимо истребитель. Достигается засчет переменных фазовых сдвигов двух сигналов. Этот эффект очень любит Эдди Ван Хален.

Tremolo (тремоло)
Представьте себе, что у вас есть личный негр, дергающий ручку гейна туда-сюда, пока вы играете. Вот это и есть педаль тремоло. Кстати говоря, нередко попадается во встроеном в комбик виде. Ручка Rate регулирует скорость вращения ручки негром, а Depth - силу, с которой он ее вращает (чем сильнее, тем более заметен эффект). Ъ лампофаги советуют ставить этот эффект до перегруза.

Прочие эффекты

Верите или нет, даже на этом список распространенных гитарных эффектов не заканчивается. Вообще говоря, этот список не закончится никогда, ибо всегда найдется какой нибудь Buckethead, Том Морелло или Мэтью Беллами, который присобачит к гитаре какой нибудь выкидыш современных технологий и скажет новое слово в области гитарного звука. Но вернемся же к нашим более традиционным баранам.

Wah-wah (вау-вау, квакушка, квак)
Пожалуй, самый узнаваемый и самый харизматичный гитарный эффект, пионером использования которого стал Джими Хендрикс, а Кирк Хэммет как то сказал, что если у него захотят отобрать квакушку, ее придется отпилить вместе с ногой. Эффект по сути является частотным фильтром, управляемым ногой с помощью педали. Кстати, в фиксированом положении может давать весьма своеобразное звучание, которое можно услышать на некоторых записях 80-х годов (как пример - Dire Straits - Money For Nothing).

Пример звучания: чистый звук, перегруженый звук, фиксированое положение

Auto-wah (автовау, автоквак)
То же, что и wah-wah, но управляется не ногой, а автоматически, как правило либо на основе входного уровня (т.е. квакает в ответ на атаку медиатора по струнам), либо просто циклически по таймеру.

Пример звучания: чистый звук

Delay, Echo (дилей, эхо, эффект задержки)
Создает эффект эхо. Время задержки сигнала настраивается ручкой Time (иногда Delay). В ампсимах обычно можно настраивать в миллисекундах или в долях такта по отношению к BPM (то есть привязывать время задержки к длительностям). Также попадается т.н. Tap-tempo, что позволяет настраивать длину задержки отстукивая ритм.

Как правило, имеет обратную связь (многократное эхо, настраивается ручкой Feedback). В зависимости от положения ручки Feedback можно добиться практически бесконечного повторения сигнала (психоделичность!). Также обычно настраивается степень примеси сигнала эхо к основному сигналу (ручка Mix, иногда Dry/Wet), позволяя сделать повторения как очень тихими, слабо заметными по сравнению с исходным сигналом, так и очень громкими и заметными. Дилей очень любят соло-гитаристы, так как дилей заставляет даже просто одну ноту звучать круто.

Пример звучания: чистый звук, перегруженый звук

Reverb (ревер, реверб)
Создает эффект нахождения в каком-нибудь пространстве - от маленькой комнаты и до огромного концертного зала. В принципе, работает по тому же принципу, что и дилей, с той лишь разницей, что вместо отдельно различимых "эхо" звук рассеивается и затухает постепенно. Существуют различные виды реверберации - пружинная, пластинчатая итд, но все они направлены на воспроизведение одного и того же эффекта (просто дают немного разный звук).

Пример звучания: чистый звук, перегруженый звук

Compressor (компрессор, иногда по ошибке называется сустейнером)
Сглаживает разницу между тихим и громким звуком. Фактически - увеличение сустейна ценой уменьшения динамики и поднятия уровня шума. Как правило, встречается с двумя ручками - чувствительности (Sensitivity, Compression и иже с ними), и выходного уровня. Также может использоваться как своего рода грелка, если выкрутить выходной уровень.

Пример звучания: чистый звук, перегруженый звук (первый раз - выключен, второй раз - включен)

Booster (бустер)
Просто увеличивает громкость звука. Полезно, когда вы хотите "подогреть" усилятор, но при этом не хотите подмешивать к звуку собственный перегруз педали (бустер перегруза не дает).

Volume Pedal (педаль громкости)
Девайс, схожий с кваком по принципу работы (т.е. управляется педалью), но фактически это бустер наоборот - то есть делает звук тише. Полезно когда вы не умеете пользоваться ручкой громкости на гитаре.

Equalizer (эквалайзер)
Тут, собственно, и обьяснять нечего - изменяет частотный состав звука на манер крутилок на усилителе.

Pitch-shifter, Harmonizer (питч-шифтер, гармонайзер)
Эффект, примешивающий к исходному сигналу его копию, отстоящую от него на определенный музыкальный интервал (в разных пределах, в зависимости от конкретного прибора). В частных случаях может глушить исходный сигнал, выдавая только сигнал со смещением тона, в этом случае прибор позволяет менять строй инструмента, не меняя натяжения струн.

Из-за сложности алгоритмов сдвига частот строго на музыкальные интервалы, питч-шифтер может выдавать довольно некачественный результат, поэтому чудес не ожидайте.

Пример звучания: чистый звук, симуляция бас-гитары

Octaver (октавер)
По сути, питч-шифтер с фиксированым сдвигом в 1-2 октавы (вниз или вверх).

Пример звучания: чистый звук, перегруженый звук

Looper (лупер)
Строго говоря, не является "эффектом", но тем не менее иногда и про него задают вопросы. По сути является "повторителем" сыгранного. Полезен когда, например, вы придумали офигенный рифф и вам захотелось поджемить и поиграть под него соляки, но некому играть ритм. В этом случае вы включаете лупер, ведете запись риффа, и всё - лупер начинает без конца повторять сыграное вами, в то время как вы рубите соляки под свою же ритм-секцию.

Нам, компьютерным гитаристам, лупер в принципе особо не нужен, ибо у нас есть секвенсоры и умные ампсимы, которые умеют всё повторять без всяких луперов, а вот бедным аналогофагам он пригодится.

Whammy Pedal (вэмми, вамми)
Тот же питч-шифтер, только с педалью, благодаря чему позволяет менять смещение туда сюда, подобно машинке (флойду) на гитаре. Яркий пример применения - Duck Song группы nobody.one. Переключив эту педаль в режим "бенд на октаву вниз" и поставив после нее перегруз и квакушку, можно играть дабстеп.

Пример звучания: перегруженый звук

Leslie (лесли)
Строго говоря, не является эффектом. Все помним специфический "вращающийся" звук рок-органа хаммонд? Так вот, какие то извращенцы как то раз решили пустить через него гитару. То есть фактически лесли - это не эффект, это просто специальный гитарный (а точнее, органный) кабинет, часто с вращающейся перед микрофоном пластиной (которая и создает этот самый "вращающийся" эффект лесли). Не очень популярен в широких массах, но все равно стоит его упомянуть.

Пример звучания: перегруженый звук

Talkbox (токбокс)
Все помним знаменитые гитарные "у-уээ-у-уэээ" Bon Jovi? Вот это - токбокс. Сам токбокс принципиально не воспроизводим в цифровом виде, так как работает путем снятия микрофоном звука гитары у гитариста во рту. Тем не менее, существуют аппроксимации подобных эффектов на основе формантных фильтров (тот же принцип применяется в дабстеповых "уап-уап-уап") или вокодера, которые, в зависимости от качества эффекта, отдаленно или не очень отдаленно напоминают токбокс. В общем, если вы хотите использовать этот эффект - гораздо проще и быстрее будет сделать самодельный токбокс, чем пытаться его сымитировать.

Vocoder (вокодер)
Куда большее применение этот эффект имеет в электронной музыке, но некоторые (например, Мэтью Беллами) его применяют и с гитарой. Иногда используется как "токбокс для бедных".