Особенности расположения и последовательности гитарных эффектов в педалборде

Сразу скажу, что данная секция не является священным писанием, это всего лишь описание того, куда традиционно ставятся эффекты, как каждый эффект взаимодействует с другими, и когда расположение эффекта в цепи имеет значение.

Итак, мы узнали что такое все эти овердрайвы, хорусы, луперы и залуперы. А в каком порядке всё это расставлять?! Ну, давайте разбираться. С понятиями "пре-эффекты" и "пост-эффекты" мы уже ознакомились, но это не единственные места, куда можно влепить эффект - ведь в понятие "пре-эффект" входит как эффект, поставленый в разрыв, так и эффект, поставленый до усилителя, до перегруза или вообще в самом начале цепочки.

Для начала, пара слов о типах эффектов. С точки зрения гитарного тракта (т.е. пост-эффекты сюда не входят!), эффекты делятся на два типа - линейные и нелинейные. Линейные эффекты - это те, которые не реагируют на входной сигнал. Нелинейные - соответственно, те, которые реагируют. Применительно к гитаре, нелинейные эффекты - перегруз, компрессор, питч-шифтер, октавер, вамми, дилей, реверб. Линейные эффекты - эквалайзер, модуляционные эффекты, квака, бустер, педаль громкости.

Что все это значит? Это значит, что свойства обработки нелинейными эффектами будут меняться в зависимости от их положения в цепи эффектов. Другими словами, для конечного звука имеет значение только расположение линейных эффектов относительно нелинейных. Как пример - перегруз в хорус будет звучать по другому, чем хорус в перегруз (потому что перегруз - нелинейный эффект). В то же время хорус в фленджер будет звучать точно так же, как и фленджер в хорус. То есть - в пределах границ между нелинейными эффектами, линейные эффекты можно расставлять в каком угодно порядке. Поэтому не нужно спрашивать в каком ТОЧНО порядке располагать эффекты - в немалой части случаев это просто не имеет значения, а в остальных - часто дело вкуса и вопрос целей, которых вы хотите добиться.

А теперь немного о перегрузах. Перегруз - это такой своеобразный "рубикон", проходя через который звук наиболее кардинально меняется. Поэтому самое первое решение, которое вам придется принять при добавлении новых эффектов - это их расположение относительно перегрузов в цепи (а перегрузов может быть несколько, например - педаль, и сам усилитель). Если перегруза в цепи у вас нет вообще (то есть если вы играете на чистом звуке), то расположение эффектов куда менее критично и по большей части даже произвольно.

Теперь давайте смотреть на каждую категорию эффектов - для начала, пространственная обработка (дилей, реверб). В случае присутствия в цепи перегрузов, пространственную обработку лучше ставить после перегрузов. То есть - в разрыв или в качестве пост-эффектов (или после педали перегруза в случае, если вы гоните перегруженый звук в чистый канал усилителя). Никто не запрещает попробовать поставить их и до перегруза, но поверьте - вы не захотите это слышать. Короче, пространственную обработку - после перегрузов. Уяснили? Хорошо, идем дальше.

С модуляционными эффектами все несколько сложнее, потому как в принципе, их можно ставить вообще куда угодно (кроме тремоло - его использовать ТОЛЬКО в качестве пре-эффекта). Обычно их конечно ставят в качестве пост-эффектов, потому что как правило ими хотят добиться серьезного изменения звука, но если вы хотите просто "подкрасить" свой перегруз/клин - можно использовать их и в качестве пре-эффектов. Большинство гитаристов обычно их ставит после перегрузов (то есть в разрыв), но это не библейская заповедь. В общем, здесь - на ваше усмотрение и на ваш вкус.

Компрессор. Поскольку обычно его ставят в цепь для сьедания динамики выравнивания звука, увеличения уровня шума сустейна, облегчения легато, теппинга и прочих няшек, лучше всего его будет ставить в самом начале цепи. Если вы хотите использовать компрессор в других целях (например, разровнять перегруз), то суйте его куда хотите. Также может использоваться как пост-эффект, хотя в этом случае это разумеется должна быть уже не педаль компрессора, а полноценный студийный компрессор.

Квак! Чаще всего ставится в начале цепи, но некоторые любят ставить после перегруза. Некоторые также могут ставить квак до или после компрессора.

Питч-шифтеры, вамми, октаверы и прочие эффекты, основаные на смещении высоты сигнала, ВСЕГДА ставятся либо исключительно в начале цепи (можно после компрессора), либо в качестве пост-эффектов.

Эквалайзеры, педали громкости и бустеры - по желанию, зависит от того, чего вы хотите добиться. Могут использоваться как для "подготовки" звука перед усилителем, так и в разрыве, для контроля над выходным сигналом. Если не знаете зачем они вам - не суйте их в цепь. Эквалайзер, кстати, также может использоваться как пост-эффект, и в этом случае, как и в случае с компрессором, это должна быть уже не педаль эквалайзера, а полноценный студийный эквалайзер.

При расстановке эффектов помните, что является линейным эффектом, а что - нелинейным. Это поможет вам решить, что совать куда попадется, а над расположением чего стоит подумать.

Предположим, что комбик у вас неплохой, а посему имеет разрыв (или еще говорят: петля-loop). Прежде всего, разберемся, из чего состоит стандартный комбоусилитель. А состоит он из секции преампа, сиречь предварительного усиления, и секции усиления, или конечного усиления. Кстати говоря, комбо поэтому так и называется, что комбинирует в одном устройстве преамп и оконечный усилитель. Разрыв – это разрыв между преампом и усилителем. Узнать о наличии в своем комбике петли очень просто: если сзади есть входы, подписанные SEND (посыл) и RETURN(возврат), то у вас разрыв определенно есть.

В таком случае логичнее и правильнее секцию модуляционных эффектов включать в разрыв комбика.

Подытожим:
Педали перегруза - до усилителя, в разрыв
Пространственная обработка - после перегруза, в разрыв, пост-эффекты
Пружинный ревербератор - после перегруза, в разрыв
Модуляционные эффекты - до усилителя, в разрыв, пост-эффекты
Тремоло - до усилителя, в разрыв
Компрессор - до усилителя, в разрыв, пост-эффекты, чаще всего ставится в начало цепи
Квак - начало цепи, до/после перегруза, до/после компрессора
Питч-шифтер, вамми, октавер - самый первый эффект в цепи (либо после компрессора), пост-эффекты
Эквалайзер - до усилителя, в разрыв, пост-эффекты
Педаль громкости, бустер - до усилителя, в разрыв
Лупер - в разрыв, пост-эффекты
Лесли - вместо кабинета
Токбокс - после перегруза, в разрыв

Пометки:
"до усилителя" означает "в любое место до усилителя", то есть не обязательно непосредственно прямо до усилителя
"после перегруза" означает "после педали перегруза, когда используется чистый канал усилителя"