Студийный гитарный звук у вас дома особенности и секреты

Мы с вами разобрались с усилителями, с примочками, с эффектами, и готовы делать рокнролл. Мы собрали крутую цепочку как у миталики, настроили дилей как у слеша, купили гитару как у ани ранетки, но чето наша гитара все равно звучит как унылое говно и совершенно не похоже на записи ваших любимых исполнителей. Как вариант - вы играете дома через комбик, но решили записаться через пусть и виртуальную, но все же крутую аппаратуру, и у вас тоже получается унылое говно несмотря на то, что на бумаге все должно быть зашибись. Почему так?

Прежде всего, не забывайте, что на записи помимо собственно гитары там часто имеются другие инструменты - в частности, бас-гитара. За мясо (особенно в митале) в основном отвечает бас-гитара - а точнее, синхронная работа бас-гитары и гитары. Многие даже этого не замечают, потому как на записи обычно все сыграно настолько плотно и ровно, что бас-гитара просто сливается с гитарой.

Также, на записи обычно производится дополнительная обработка - как самой гитары, так и всего трека в целом. Например, общая компрессия на весь трек прижмет и разровняет все партии гитары и баса - я уж молчу про эквализацию и прочие процессы, которые изменяют звучание гитар подчас до неузнаваемости. Короче говоря, то, что было записано, вовсе не обязательно звучит похоже на то, что в итоге получилось - особенно с современными треками.

Помните, что немаловажным аспектом гитарного звука является кабинет, а также правильный выбор и правильное положение микрофона при снятии усилителя. Играясь лишь с положением микрофона, можно добиться кардинальных изменений в звуке. Помните также, что он не обязательно один - никто не запрещает вам смешивать звук с разных микрофонов и даже с разных кабинетов. Плюс, звук с разных кабинетов и микрофонов не обязательно смешивать - их можно еще и вычитать друг из друга! Делается это простым разворотом фазы на одном из кабинетов. Также учитывайте, что простое смешение звука с разных положений микрофонов также может привести к неоднозначным результатам (как положительным, так и отрицательным) благодаря тому, что они несут разную фазовую информацию - то есть, отстроив каждый звук по отдельности и соединив их, вы не обязательно получите то, что ожидаете.

Как пример подобной техники, я иногда смешиваю звук с двух (и более) кабинетов следующим образом. Допустим, мне нравятся громоподобные низы у одного кабинета, и хорошо читаемая середина у другого. Я соответствующим образом настраиваю два кабинета (или просто разные положения микрофона на одном и том же кабинете), и в итоге получаю этакого звукового "франкенштейна" - низы от одного кабинета, и середина от второго. Пробуйте, экспериментируйте - благо множество софта позволяет менять положение микрофонов, сами микрофоны, и кабинеты.

И, пожалуй, самое важное - запись гитары, в отличие от живого выступления, позволяет экспериментировать бесконечно. Поэтому не факт, что то, что вы слышите как "одну" гитару на самом деле есть действительно всего одна гитара. Дабл-треки (две дорожки на одну гитарную партию) стали повсеместной практикой еще в 80-х, а уж в тяжелых стилях так и вообще гитарных дорожек может быть от двух до плюс бесконечности. Как пример, в саунде ритм-партии небезызвестной миталиковской Sad But True намешано аж 18 различных гитарных дорожек - от простых дабл-треков и до партий, сыграных в другие кабинеты, снятые другими микрофонами, через другие усилители и на других гитарах (в частности, там подмешана даже баритональная гитара!). Глупо надеяться, что все это безобразие вы сможете повторить, играя в один усилитель через один кабинет на одной гитаре. Так что не бойтесь записывать несколько дорожек. Пара советов: во первых, часто очень полезно развести дорожки по панораме. Во вторых, запись слишком многих дорожек приводит к размазыванию звука, так как очень сложно десять раз сыграть одинаково ровно с точностью до миллисекунды.

И еще кое что, о чем бы я хотел сказать - немаловажным аспектом гитарного звука является пространственная обработка. Когда вы играете в свой комбик, вы воспринимаете не только звук комбика, но и звук вашей комнаты, в которой этот комбик стоит. Снятый микрофоном звук гитарного кабинета (особенно если он снят близко к динамикам, и особенно если вы его слушаете в наушниках) не несет в себе никакой пространственной информации и вообще является одноканальным звуком - поэтому в большинстве случаев он звучит скучно и неинтересно. Добавив чуток пространственной обработки (короткое эхо, имитирующее комнату) можно добиться куда менее унылого звука гитары, при этом не теряя ни в чем другом (а где то даже и выигрывая). Альтернатива этому - снять несколько кабинетов и развести их по панораме, но даже в этом случае как правило понадобится небольшая реверберация для более натурального звука.

Таким образом, как видите, то, что вы слышите на записи, далеко не всегда воспроизводимо путем простого повтора цепочки. Ну и в принципе получение хорошего звука требует опыта и (что немаловажно) свежих отдохнувших ушей. Последнее вы еще вспомните, когда поздно ночью запишете шедевр с суперкрутым звуком, а утром будете плеваться на то, что вы вчера записали - ибо бубнит, песочит и вообще гавно получилось. Все мы с этим сталкивались, столкнетесь и вы.