Как выбрать дешевую бас гитару. Практические советы для новичков

Как выбрать дешевую бас гитару. Практические советы для новичков

Предисловие
Досточтимые коллеги! Причиной для изложенных ниже в данном пособии экзерсисов и тезисов послужило невообразимое количество топиков в форуме настоящего сайта, объединенных одним смыслом: "как выбрать бас новичку". Это проблема…для всех, но не для настоящего индейца. Учитывая свой личный опыт, принцип "жить надо по средствам" и тот факт, что кроме нас самих, нам никто помогать не обязан, смею дать здесь несколько советов и рекомендаций, основанных на личном мировоззрении и претендующих на методику.

Постановка задачи
Прежде всего, нужно определить для себя, чего мы ждем от будущей покупки. Принцип определения основывается на древнейшей методике, применяемой до сих пор в буддизме и других подобных философиях, называемой "задаванием вопросов себе". В частности полезно спросить у себя о следующем:

· зачем мне нужен бас? Это - принципиальная цель покупки. Бас может быть нужен для развития техники с серьезными намерениями, для исполнения не хитрых, в основном аккомпанементных партий (как правило, берут гитаристы, клавишники и др. для домашней записи), для концертных выступлений и много чего другого.
Начинающему басисту важно, прежде всего, учиться играть и вести концертную деятельность одновременно.

· каков должен быть звук инструмента? Это - база для построения своего индивидуального звучания. Проще говоря, что вы хотите потенциально от своего баса.

· какие эффекты я собираюсь использовать? Вопрос тесно связан с предыдущим. Речь идет об инструментарии, который будет использован в построении своего звука, то есть \"как я буду звучать в группе\". Предполагается ли использование ревербераторов, дилеев, хорусов, флэнджеров, перегруза, дисторции и т.д.

Получив ответы на эти вопросы, вы имеете представление об инструменте, который собираетесь купить.

Не поленитесь, изучите вопрос!!! Почитайте литературу, благо в инете этого добра предостаточно.

Не много о типе баса и звуке
К сожалению, речь идет о недорогих инструментах стоимостью в пределах 200 у.е., поэтому выбор будет, откровенно говоря, невелик.

Какой тип датчиков выбрать для своей первой бас гитары

· Precision. Инструмент оснащен, как правило, одним датчиком split coil (две половинки). Звук можно описать как ярко выраженный низ, плотный, подходит для мощных грувовых партий и теппинга. Тяжелая артиллерия. Бетонный постамент.

· Jazz Bass. Гитара, как правило, имеет два датчика типа single coil (целых): бриджевый - датчик около нижнего порожка (бриджа) и нэковый - около грифа (нэка). Бриджевый датчик дает умеренный низ и яркую середину. Очень подходит для скоростных пассажей и слэпа. Нэковый датчик дает грубый и плотный низ. Сочетая датчики можно получить как бы из двух составляющих достаточно приличный грувовый звук, однако, уступающий возможностям precision.

Однако возможны варианты и комбинации, особенно у мастеровых гитар. Зная, как будет звучать данный датчик, можно составить общее представление о звуке баса.

К сожалению, за такую цену вы не сможете купить ничего нормального с активными датчиками (цена более или менее походящего актива начинается от 120-140 у.е.) или с хамбэкером (humbucker) - сдвоенным датчиком - его цена начинается от 100 у.е. Боюсь, что более дешевые активы и хамбы отобьют у вас желание подходить к басу менее чем на 30 метров.

Какой тип дерева выбрать для своей первой бас гитары

Мне совершенно не хочется грузить уважаемого читателя выбором дерева инструмента, так как за такую цену никто не предложит вам технологически изготовленную доску. Скорее всего, это будет дерево с просушкой не более 3-4 лет, клееное дерево (из нескольких кусков) или паркет (фанера) из различных слоев дерева. В настоящий момент нам больше не и нужно. Скажу только, что дерево бывает легкое (например, клен, тополь), среднее (липа) и тяжелое (красное дерево). Легкое звучит звонко, дает глуховатый низ, яркую середину и атакующий верх. Среднее дает ровный, но не яркий низ и тягучую середину. Тяжелое - плотный, бархатный, длинный низ и плавно затухающую середину. Качество звука придется определять на месте. Оговорюсь сразу, что оно будет удовлетворительным или не удовлетворительным.

Процесс шопинга
Итак, мы определились с пожеланиями к инструменту. Пора прошвырнуться по магазинам.

Лучше всего привлечь кого-нибудь немного разбирающегося в звуке и инструментах, объявить ему о ценовом пределе и переложить на него выбор. Я, конечно, понимаю, что ваш \"консультант\" будет брезгливо перебирать дешевые басы (еще бы - у него Ибанез за 500 у.е.), но нужно настоять на своем - пусть выбирает, на большее денег все равно нет.

При отсутствии таковой возможности придется полагаться на себя. Басы нужно для начала осмотреть, обнюхать и, если нужно, надкусить. Это будет ваш бас и нужно проигнорировать сарказм со стороны менеджеров магазина. Им за продажу платят. Если он такой умный, то отчего не богат? Или не играет у Чили Пепперов? Вопрос закрыт - клиент прав.

Выбираем первый бас

Естественно, у вас появится несколько претендентов на покупку. С каждым басом придется повозиться посерьезнее.

Сначала нужно произвести внешний осмотр. Аккуратно ли сделан бас? Если корпус покрашен абы как, на соединениях видны грубые срезы, шурупы дешевые, ввинчены с жестокого бодуна и т.п. - это не наш бас. Он у вас рассохнется или, чего уж там, развалится с молниеносной быстротой, и пиши \"пропало\". Полезно также осмотреть гриф на предмет неровностей и прогибов, выпуклостей и т.п., и качества фурнитуры - пластиковые вставки в колках быстро разлетятся. Расстояние от струн до грифа на 12 ладу должно быть не более 4 мм, иначе играть будет не возможно. Гитара не должна перевешивать, если гриф или дека будут заваливаться, вы просто ничего не сыграете, а будете бороться с силой тяжести.

На что обратить внимание при выборе бас гитары

Бас нужно протестировать на звучание (сустейн - длительность затухания звука и атаку-акцент на первый момент звучания). Если атака-дело вкуса, то сустейн - чем дольше, тем лучше, много никогда не бывает. Для этого нужно в неподключенном виде приложить деку баса к уху и зацепить каждую струну открытой и каждую струну на 12 ладу. Звук дерева становится сразу понятным и ощутимым. Пронаблюдайте звук. Смею вас уверить, что и в подключенном виде это все, что можно получить от баса. Просто посмотрите. Как звук затухает, какие частоты преобладают и мысленно посчитайте, сколько времени звучит бас.

Далее - просите подключить в заземленный (!) комбик. Если аппарат не заземлен, будут лишние шумы, это затруднит выбор. Сначала нужно просто послушать. Сколько в звуке \"мусора\" - жужжаний, всхлипов и т.д. Это говорит о качестве электроники. Затем нужно покрутить ручки громкости и тона. Если есть скачки или побочные звуки, вам придется их менять. Теперь, собственно, звук. Для начала просто проверьте звук бас гитары на открытых струнах. Нравится? Тогда идем дальше. Проверьте звучание на каждом ладу. Медленно и с чувством. Для проверки возможности датчиков, извлеките флажолеты на 7, 12 и на 19 ладах. Если звучат, все ОК.

Не возлагайте больших надежд на строй инструмента. Попросите, чтобы вам предоставили тюнер. Если на настроенном басу на открытых струнах при нулевых отклонениях, на 12 ладу отклонения составят +/- 10-12% от эталонной частоты ноты (на тюнере - на 1-1,5 деления на шкале либо некоторые тюнеры показывают отклонение сразу в процентах), то это - для такого баса - нормально. Это у Music Man 3% - брак. Проще говоря, бас должен строить "на слух".

Гриф на бас гитаре, выбираем количество ладов

Гриф бас гитары - это особый вопрос. Играть вам, поэтому нужно сразу отбросить термины типа "плоский, круглый, широкий, узкий". Гриф должен быть удобным. Для вас. Просто, если вы будете специализироваться на слэпе, ваши пальцы не будут вписываться в узкий гриф, на это и нужно обратить внимание. Все! Мензуру (расстояние между порожками) нужно выбирать сразу стандартную (863,6 мм - 34 дюйма). От маломензурного инструмента тяжело отвыкать, а с другой стороны, его проще использовать гитаристам. Сразу хочу сказать, что за такие деньги вам, скорее всего, продадут 20-ладовый гриф. А больше пока и не надо.

Готовьтесь к тому, что вам придется перебрать много басов, так как подобные серии не имеют общего стандарта качества - из 10 штук в серии одинаковых гитар подойдет по всем критериям не более 2-3х.

Модели бас гитар

Для такой цены выбор моделей не особенно велик.
Это будут или мастеровые басы или недорогие клоны гитар производства стран третьего мира. В неполный список входят squier by fender, washburn, apollo, flight, phil, samick , J&D, Greg Bennet и т.д. На самом деле, выбирайте просто то, что нравится и отвечает требованиям.

Также, можно купить б/у инструменты бывшего соцлагеря, как-то Орфей, Музима, Лид Стар, Диамант или Иолану. Среди них то же есть удачные образцы, особенно у Лид Старов и Иолан (типа Рикенбейкер - модель 2002).

Примочки и эффекты для бас гитары

Несколько слов об инструментарии.

Если будете использовать ревер, не советую брать бас с яркой атакой - ревер сыграет злую шутку и у вас будут выползать синкопы в самых неожиданных местах.

Дилей подходит под все.
Осторожно с дисторшном, перегрузом и копрессором с низкими басами - низы искажаются в хриплую кашу.

Обзаведитесь недорогим эквалайзером - всегда полезно.

Флэнджер более подходит к игре на джазбасу на бриджевом датчике.

Хорус - вещь очень индивидуальная.

Не бойтесь экспериментов. Рожать положено в муках. Кстати, все сказанное в этом разделе всего лишь мое личное мнение.

Внешний вид бас гитары

Прежде всего, как было сказано кем-то, инструмент должен вам нравиться. К нему должно тянуть. Иначе у вас не будет желания поиграть на нем лишний раз. Если что-то не будет получаться, бас будет вызывать у вас раздражение, что может привести к потере интереса к бас-гитаре, а то и к исполнению музыки вообще. Кстати, я не шучу.

Также, не плохо посмотреть на себя с инструментом со стороны. Дело в том, что когда вы одеваетесь, вы все-таки уделяете внимание своему гардеробу. Навряд ли панк оденется на концерт в строгий костюм от Валентино, а джазмен-эстет в спортивный костюм турецкого производства. Так же и с басом. Не будьте клоуном на сцене, если вы не имеете такой цели - забросают пивными бутылками, ваша музыка не впишется в ваш имидж. Просто спросите у себя, идет ли вам этот инструмент: вид, цвет, форма? Бас гитара - часть вашего имиджа и вашего \"я\", потому просто уважайте себя и других.

Смею вас уверить, что этот бас вы, скорее всего, когда-нибудь продадите, так как вы его перерастете или бросите это занятие вообще. В первом случае все равно придется покупать более серьезную "лопату", когда вы перейдете из категории новичка в категорию тех, кого вы звали в консультанты.

Так помогите детям! Перед продажей бас нужно привести в божеский вид для новичка: теперь его черед учиться. Пусть этот бас будет для него: мензура отстроена, электроника в порядке, гриф отмыт, а струны заменены. Помните - вы то же были щеглом и боялись собственной тени.