Экранирование бас гитары на примере Squier by Fender Jazz Bass

Поделюсь первоначальными впечатлениями об инструменте. Для китайской копии Фендера - Скваер звучит неплохо, состояние дерева неплохое, бас выдает достаточно длинный сустейн, фурнитура тоже в неплохом состоянии. Но как и у любой китайской копии есть свои недостатки к сожалению)). Притом они в основном все упираются в электрическую часть бас гитары. Главная проблема - это высокий уровень фона на выходе. Это очень мешало, особенно при прописывания партий баса и послужило основной причиной по которой я взялся за доработку электрической части этого инструмента.

Единственным решением избавления от высокого уровня фона - это дополнительное экранирование. Это конечно частично понизит уровень фона исходящего от внешних наводок. На тепловой фон от потенциометров и фон другого происхождения это никак не может повлиять. Но я все же решил попробовать заэкранировать полости гитары с электроникой и сами звукосниматели чтобы хотя бы частично снизить уровень фона.

Помимо этого были еще 2 пиричины ревизии электрической части бас гитары:
- была необходима ревизия или замена одного потенциометра громкости (шумел при повороте ручки);
- качество пайки, провода в китайских гитарах обычно оставляют желать лучшего, хотелось перебрать и перепаять электронику заново своими силами.

Попытаюсь вкратце описать что делалось в процессе ревизии баса Squier by Fender Affinity Jazz Bass.

Вначале я разобрал бас: снял струны, открутил переднюю панель с электроникой, отпаял концы звукоснимателей от панели, открутил и вынул сами звукосниматели, снял бридж.

Дальше занялся экранированием внутренних полостей корпуса баса. Для экранирования бас гитары использовал обычную стандартную фольгу, которую используют для приготовления пищи. Раскроил все полости в корпусе. Чтобы приклеить фольгу к корпусу использовал двухсторонний скотч. Технология проклейки простая: одна сторона скотча приклеивается к фольге; по раскройке вырезаются все необходимые элементы; затем отрывается защитная пленка со второй стороны скотча и потом уже фольга склееная со скотчем приклеивается к корпусу баса.

Экранировка бриджа бас гитары

Следующий этап - экранировка бриджа бас гитары. Здесь все просто - необходимо соединить бридж проводом с общим экраном. Для этого на снятом бридже зачищаем поверхность и припаиваем провод, кот. пропускаем через корпус, этот провод и будет в дальнейшем припаян на общий экран. Бридж с припаеным проводом сразу крепим к корпусу саморезами. Есть другой вариант без пайки - хорошо прижать провод к бриджу при его креплении к корпусу, главное чтобы был хороший контакт между экранирующем проводом и бриджем. это несложно проверить, прозвонив мультиметром после крепления бриджа.

Экранируем полости под звукоснимателями бас гитары

Далее - экранируем сами звукосниматели на бас гитаре. Для этого звукосниматель разбираем, снимаем его вехнюю пластикувую крышку. С внутренней стороны крышки обкладываем фольгой всю поверхность (для большей прочности эту фольгу лучше обклеить двухсторонним скотчем), вставляем сам звукосниматель и намечаем отверстия под магнитопроводящие цилиндры звукоснимателя, вынимаем и прорезаем эти намеченные отверстия. Здесь есть одна хитрость - магнитопроводящие цилиндры для хорошей экранировки необходимо заэкранировать вместе. Для этого намеченные отверстия в фольге под сердечники нужно вырезать чуть меньшего диаметра, чтобы соединить корпуса каждого сердечника между собой электрически, проводником является фольга.

Меняем провода до звукоснимателей в бас гитаре

Дальше меняем провода отходящие от звукоснимателей. На проводах китайцы тоже как обычно сэкономили: от звучка отходят два обычных провода по умолчанию. Меняем эти провода на провода с экраном однозначно? Я использовал для этой цели экранированный провод с одной жилой. Экран провода сажал вместо прежнего черного провода, жилу - вместо белого одинаково на каждом звучке. Здесь суть с фазировкой включения двух звукоснимателей - они должны быть включены в противофазе.

Следующий этап - ревизия потенциометра громкости. Потенциометр шумит при повороте ручки регулятора. Для этого выпаиваем его, разбираем сняв нижнюю крышку, смазываем дорожку по которой вращается ползунок графитовой смазкой. Все! Потенциометр как новый.

Теперь уже можно собирать полностью электрическую часть и соединить экранированные поверхности с общим экраном. Вначале звучки соединим общим экраном с полостью в кот. они будут установлены. Это можно сделать соединив кусочком огаленного провода или же небольшим кусочком фольги экран звучка и экран полости в корпусе баса. Также необходимо соединить экран отводящего провода от звучка с экраном полости и самого звучка вместе опять же кусочком провода. После всех необходимых соединений экрана вставляем звучки в полости, пропускаем отводящий от них экранированные провода в отверстия и прикручиваем сами звучки к корпусу бас гитары.

Проверяем соединение всех экранов прозвонкой (самого звукоснимателя, полости, экрана отводящего провода), сопротивление между соединениями должно быть как можно меньше. Теперь припаиваем эти выводы от звучков и провод от бриджа к панели с потенциометрами и R-C фильтром. Вначале возвращаем восстановленный потенциометр громкости обратно и паяем к нему все прежние соединения. Экраны выводов от звучков и провод от бриджа припаиваем к общему экрану; остальные соединения паяем согласно схеме ниже - это стандартная схема распайки синглов для джаз-баса.

Саму электрическую схему темброблока бас гитары оставил без изменений. При особом желании можно изменить параметры RC-фильтра: поменяв конденстор 47 нФ на конденсатор большей емкости (тогда частота среза будет ниже) или наоборот меньшей емкости (частота среза выше). Как вариант можно вообще поставить вместо регулятора "tone" поворотный переключатель с набором разных емкостей для регулирования частоты среза. Мне не было такой необходимости, регулятор "tone" на бас-гитаре всегда выкручен до максимума и практически не используется.

Последний штрих: соединяем общий экран с экраном полости к которой крепится накладная панелька с регуляторами. Для этого к панели припаиваем провод и сажаем его на экранированную полость с другой стороны. После всех выполненных соединений крепим панель на саморезы. Вот и все.

Далее этап проверки. После подключения баса уже с установленными струнами к комбо поразило на сколько сильно снизился фон на выходе!!! Такого результата даже я и не ожидал. Труды были не напрасны и это радует. Фон на бас гитаре уменьшился в разы!

В заключение поделюсь несколькими своими наблюдениями по результатам экранирования бас гитары:

- основной уровень шумов от наводок исходит от датчиков баса (синглов), поэтому их нужно экранировать в первую очередь или делать их замену на другие с меньшим уровнем шумов;

- экранирование бриджа при заводской сборке оставляет желать лучшего (при прозвонке бриджа с общим экраном до ревизии показало очень высокое сопративление, первоначально был плохой контакт);

- экранирование полости к кот. устанавливается накладка с регуляторами влияет на уровень шумов незначительно, сказывается то что сама накладка является неплохим экраном (сделана из металла);

- основное слабое место бас гитары - это неэкранированные отводящие провода от датчиков, их нужно в любом случае заменить на провода с экраном, даже в том случае если вы надумали взамен поставить другие датчики.

Пожалуй на этом и все. Желаю удачи в экранировании вашей бас гитары.