Обзор гитарного лампового предусилителя Mesa Boogie TriAxis

Обзор гитарного лампового предусилителя Mesa Boogie TriAxis

Mesa Boogie TriAxis - самый "влиятельный" среди ламповых рэковых MIDI предусилителей, довольно сложный прибор, рекомендуемый профессионалам и людям, расчитывающим на серьезный подход к делу и готовым изучить многостраничный мануал.

Mesa Boogie TriAxis - это рэковый преамп на пяти лампах, с 8 виртуальными каналами (два чистых в режиме RHY, два+один в режиме LD1 и три в режиме LD2). Из четырех ламп одна является первой в каскаде предусиления всех режимов работы (кроме LD1), одна работает на входе исключительно режима LD1, одна лампа является второй в каскаде режима LD2, еще одна -осуществляет микс режимов RHY и LD1/LD2 и одна обслуживает возврат с петли усиления. Это компенсирует то, что петля последовательная, что в свою очередь позволяет включать в нее любые процессоры или педали по вкусу.

Таким образом, TriAxis включает в себя по сути четыре различных контура предусиления - два двух режимных, один однорежимный и один трехрежимный. И следует особо отметить, что настройки работают по-разному на разных режимах.

Передняя панель Mesa Boogie TriAxis содержит переключение пресетов и программ (независимые в TriAxis понятия, пресет - это собственно настройка звука, а программа - это привязка пресета к каналу MIDI), регулировку гейна, регулировку высоких, средних и низких частот, драйва канала LD1, драйва LD2, мастер уровня, Presence, Dynamic Voice, регулировку выходного уровня, кнопки выбора каналов и режима работы петли эффектов и релейных выходов.

Все управление параметрами (кроме регулировки выходного уровня) осуществляется при помощи сенсорных кнопок. Все параметры звука и номера программ и пресетов отображаются на ярких цифровых индикаторах. Прибор обладает памятью, управлением по миди, позволяя сохранять большое количество пресетов.

Задняя панель содержит выключатель, вход фантомного питания, гитарный вход, порты MIDI, посыл и стерео возврат обработки, стереопару выходов с комбоэмуляцией, стереопару основных выходов и релейные выходы управления внешними устройствами. Не очень удобно расположение гитарного входа на задней панели, при этом расположение пяти ламп сзади является неоспоримым плюсом, так как чтобы поменять лампы нет абсолютно никакой необходимости разбирать весь прибор.

Следует отметить, что внешне Mesa Boogie TriAxis довольно массивен. Это не удивляет, так как детальность управления и наличие пяти ламп само по себе предполагает "плотную" начинку. Так или иначе, сделать компактный ламповый преамп, который на одинаково высочайшем качестве обеспечит решение всех без исключения музыкальных задач, невозможно, ближе всего к идеалу оказалась компания Mesa Boogie.

Технические характеристики лампового предусилителя Mesa Boogie TriAxis

Лампы: 5 x 12AX7A
Разъемы: INST.INPUT, OUTPUT, RECORD, FX LOOP SEND/RETURN A,B, MIDI IN/OUT/THRU, PHANTOM POWER, SWITCH 1-4
Напряжение питания: 110В (амер.версия), 220В (европ.версия)
Потребляемая мощность: 30 Вт
Вес: 4,3 кг
Размеры: rack 19", высота 1U, глубина 36,32см
Кратко о режимах работы

Первая группа RHY включает в себя два канала чистого звука. Для RHY Green (внутри каждой группы режимы обозначаются светодиодом соответствующего цвета) характерна теплота и округлость звучания и быстрый переход в брейк-ап. Если нужен классический джазовый или блюзовый звук, то получить его можно именно на этом канале. При максимальном гейне и поднятой середине мощный хамбакер обеспечит даже вполне ощутимый (не очень сильный, конечно), кранч. Я максимально задрайвил этот канал и поэкспериментировал с коммутацией датчиков и отсечкой катушек. Получилось просто замечательно - море различных очень полезных звуков. Особенно порадовала возможность добиться звука в духе SRV. принципе, чтобы играть блюз не требуется даже MIDI-контроллер, все можно достичь переключателем и ручками громкости и тембра на самой гитаре в лучших классических традициях игры на одноканальных усилителях. Единственное, что потребуется извне - реверберация или дилей (если вам требуется slap-back эхо).

RHY Yellow дает более сфокусированный и кристальный звук. Этот режим также драйвится, но лучше использовать эту возможность только для того, чтобы чуть-чуть насытить звук - именно современное чистое звучание самая сильная сторона этого канала. Если вам нужен чистый звук для рок-баллады, или вам вдруг захотелось рвануть в фанковый чес, то надо пользоваться именно этим каналом.

В этом классе, приборы, в которых столько внимания уделено чистым каналам - вообще редкость. Не говоря о том, чтобы в такой степени аутентичности воспроизводить vintage звучание. Теперь я стал понимать, зачем Mesa Boogie TriAxis нужен Игорю Бойко.

Вторая группа каналов - LD1 объединяет в себе два радикально отличающихся характера звучания. Первые два канала группы, LD1 Green и LD1 Yellow, ориентированы на звук эпохи "классического" рока. Канал LD1 Green можно в некотором приближении охарактеризовать как продолжение RHY Green дальше по гейну. Звучание теплое, и, при том, что можно раскочегарить приличный перегруз (не забудьте, у нас появился кроме гейна дополнительный драйв), нижний порог достаточно чисто звучит, а сам канал очень чутко реагирует на манипуляции с ручкой громкости.

LD1 Yellow дает более плотный звук, который можно сделать очень тягучим, это в первую очередь канал для сольных партий.

LD1 Red - это совсем другой зверь. Этот канал воспроизводит звучание канала Vintage/Orange усилителя Dual Rectifier. Именно в этом канале живет нью-металлический рев, а диапазон нижних частот специально увеличен для маньяков толстых струн и могучего низа. Кстати, низ этот не превращается в кашу даже если им дико (так что это не будет иметь смысла при игре в группе) злоупотребить.

Группа LD2 основана на "модерновом" звуке усилителей Mesa/Boogie серии Mark. LD2 Green копирует лидовый канал Mark IV. Этот звук ориентирован на сольные/ритмовые партии разных жанров с гейном от умеренного до умеренно-высокого.

LD2 Yellow - это "Калифорния"! Но не "Отель Калифорния", а тот самый звук усилителей Mark II/C+, который стал безумно популярным после выхода альбома Metallica "Master Of Puppets". Помимо этого характерного кранча, на этом канале можно получить весьма широкий спектр звука на все жанры хэви-метал, с отчетливой атакой и тугим низом. Самое интересное, что если чуть-чуть разлохматить звук (прибрав гейн), и убрать ручку громкости на самой гитаре, можно даже добиться от этого канала и звука в духе AC/DC. (На LD1 его тоже можно добиться, но на этом канале он будет более "конкретным" и удобным в живой работе). Ну а уж про трэш-дэт звучание говорить не приходится. Первое, что бросается в глаза - низы очень уверенные даже при умеренных значениях параметра bass, при этом их мощь не вырывается из под-контроля. При любом драйве и низ бьет синхронно с атакой, туго и хлестко, как перчатка кибоксера в тяжелом весе. Это то, о чем я мечтал всю жизнь - мощный низ, который не "размазывается" при быстром чесе. Вот оно, счастье с большой буквы "Щ". Кстати, даже при самой экстремальной настройке канала полностью сохраняется читаемость, включая различные интервалы.

Канал LD2 Red - похож на предыдущий, но отличается большим гейном, и большей тягой к британскому характеру звучания. Может использоваться и как ритмовый звук (если нужен контролируемый рык), и как хай-гейновый лидовый тембр для скоростной игры.

Для того, чтобы максимально эффективно пользоваться всем этим разнообразием звука следует изначально хорошенько усвоить, как работают настройки в каждом конкретном режиме (в руководстве все подробно расписано). Нюансов куча. Изменение гейна влечет за собой параллельно тщательно просчитанное изменение АЧХ. Во всех режимах гейн расположен ПОСЛЕ тембр-блока. Соответственно следует быть осторожным, манипулируя с низами, поскольку чрезмерный низ, прошедший через гейн, укротить очень сложно. И соответственно, подъем середины приводит не только к ее выпячиванию но и насыщения сигнала гармониками. В режиме LD2 драйв идет ПОСЛЕ гейна, а в режиме LD1 - ПЕРЕД (и перед тембр-блоком тоже), поэтому в режиме LD1 и LD2 роль настроек отличается подчас коренным образом. Кстати, на каждом канале сами шаги изменения параметров, а также тембровая коррекция гейна заданы разные. Поэтому крутить ручки, пардон, жать кнопки, следует очень обдуманно. Обратной стороной гибкости настроек является то, что возможности нарулить совершенно неиграбельный звук столь же широки. К счастью, руководство очень помогает, а эксперименты с фабричными пресетами (почти полное покрытие спектра звучания, готовые к употреблению звуки) дают необходимые навыки.

В TriAxis имеется и возможность пост-гейновой корректировки тембра. Эту функцию выполняет регулировка Dynamic Voice. Она представляет собой пресетный пятиполосный графический эквалайзер, работающий параллельно с основным сигналом. Нулевой уровень означает полностью нейтральный профиль эквалайзера и нулевой уровень микса с основным сигналом. Каждый шаг вперед рисует все более глубокую "галку" и увеличивает уровень микса. Именно наличие пре-гейновой мощной середины и пост-гейновой "галки" позволяет делать середине "scoop", не жертвуя читаемостью гитарного звука.

Помимо параметров звука в настройку пресета входит также установка состояния петли эффектов (включена/выключена) и релейного управления. Теоретически гнезда релейного управления можно использовать для любой автоматизации аналоговых устройств, хотя по факту они наличествуют в первую очередь для управления режимами работы рэкового усилителя мощности Mesa/Boogie Simul-Class 2: Ninety (рекомендован для использования с Mesa Boogie TriAxis).

Отдельного упоминания заслуживает эмуляция выходов Record - очень хорошая реализация. На записи (особенно в наушниках) чувствуется, конечно, нехватка "живого воздуха", но на концертных выступлениях это очень полезно. Кстати, на выходной уровень Record влияет только пресетная мастер-громкость. То есть основным выходом можно управлять независимо, что очень удобно при записи живого концерта или при работе в линию и использовании клубного комбика просто в качестве личного монитора. В концертной деятельности также очень сподручна поддержка фантомного питания на входе, и наличие крупной, отлично читаемой индикации всех параметров.

Рассказав о всем, что может Mesa Boogie TriAxis, я сделаю один важный комментарий по поводу того, чего он не может. Он не может полностью заменить усилители серии Mesa Boogie Rectifier. Да, в нем есть и специальный режим, и звук можно нарулить на других каналах очень похожий, но, чтобы полностью получить возможности Mesa Boogie Rectifier, надо иметь либо сам усилок, либо Mesa Boogie Rectifier Recording Preamp. Но, что вы хотели. Сами ректо по схеме ничуть не проще Mesa Boogie TriAxis (не беря в расчет компьютерную часть преампа), просто монстры.

Обзор №1

Никогда не встречайтесь с Вашими кумирами… Вас ждет лишь разачарование. Сегодня поем мессу по флагманскому преампу от Mesa Boogie. За упокой души и за все хорошее, что он во мне пробудил и привнес, пока я томился ожиданием, откладывая по рублю в сутки, экономя на буханке хлеба, заменяя ее пивом.

Вы помните начало 90-х, так как помню их я? Эти походы в магазин «Маэстро», где гитары гибсон отгорожены специальным тубаретом, дабы «холопам не повадно было тянуть чресла к благодати сей». Кстати, ситуация, насколько я знаю, не поменялась (ребята вне всякого сомнения чтут традиции великолепного совкового сервиса в стиле «Ты мне поговори еще», «Че смотришь — бери давай», вкупе с привычкой в крови отвечать даже на позеленевший от преклонного возраста кефир: «Вчерашний»). Так вот, в то время было всего две мечты – наскрести на гибсон и на меса буги. Произносимые слова вместе, казалось давали билет в мир крутых чуваков, которых все любят и уважают, а не прыщавых озабоченных подростков, от которых (ясное дело, себе подобных) начинало мутить и раздражать.

Первая мечта с гибсоном оказалась долгим романом, от которого лишь приятные эмоции, до сих пор заставляют вызывать улыбку на лице (одно прослушивание обертонов и резонансов в полости сочленения грифа с корпусом заняло у меня неделю восторженных криков и беготни по квартире). А вот вторая мечта, оставила осадок, который многим знаком после посещения «ресторанов» (они даже не краснеют) быстрого питания.

Триаксис, и я не побоюсь этого, яляется одним из самых раскрученных преампов у нас (да и у них, батенька). Я не буду рассуждать на темы, что есть куда лучше, которые выпускает дядя Петя (или Мистер Питер в их ЮСА), ваяя на коленке, причем умудряясь делать это вприсядку под частушки. Это глупо, потому как, триаксис на рынке уже черт знает сколько лет и вроде пока жив и здравствует, когда почили многие (Marshall JMP-1, Mp-1, Mp-2, Soldano SP, Rockmaster). Эра преампов закончилась и осталась в 80-х и 90-х, где и сейчас можно понастольгировать, глядя как очередной волосатый глемерный клон Мальмстина демонстрирует рек и рекламирует один из указанных выше преампов.

Речь о другом – когда отдаешь около 100 штук за новый или чуть меньше половины стоимости за б.у. (как в моем случае) от прибора ждешь… Ну как минимум что он останется с тобой хотя бы на год, причем первые полгода ты будешь каждый раз при разговоре и на форуме указывать «Я знаю толк в звуке, у меня триаксис, ребята».

Вышло немного иначе. По звуку сказать можно не очень много, это лучшее (как заявляет Меса) что им удалось впихнуть в этот однорековый монстр. На деле вы просто получаете сухой звук линейки усилителей Mesa Boogie Mark. Заявлено, что каждый канал звучит по особенному (в гиганстком мануале чуть ли не приводят цитаты, рассказывая что вот этот канал – это звук Карлоса Сантаны с такого по такой-то год, а в случае сомнений – выезд Тони Монтаны с катаной вам обеспечен), но на самом деле все нюансы довольно бедны в своем разнообразии.

Прибор обладает памятью, управлением по миди, позволяя сохранять тонны пресетов. Но как показывает практика да и мой личный опыт пары месяцев настройки преампа – есть лишь один вариант звучания перегруза и один вариант звучание чистого, который удовлетворяет 80% всех ситуаций. Все остальное либо эффекты, либо яростная цифровая мастурбация, лишний раз доказывающая, что в звуке главное то, что передает характер, того кто крутит прибор, а не то что там рулится от и до.

Прибор очень дорогой и очень громоздкий, таскать его для того чтобы дать мега концерт где нибудь в клубе «Шинель» демонстрируя искусство лампового звучания, не будет оценено по достоинству, а скорее вызовет яростный дебошь с криками «Нашу давай!»

Меса Триаксис можно в чем то сравнить со спортивным авто – да, непрактично, малый багажник, больше одной спутницы прекрасного пола не поместиться, сзади можно возить только безногих инвалидов (если вообще можно). Но если вы влюблены в этот продукт инженерной мысли – то это надолго.

У преампа прекрасный спикерсимулятор, звук перегруза Metallica – Enter Sandman. Причем рулится за пять минут этот тембр. Чистый пустоват, но тоже вполне неплох. Прибор отлично грузится педальками в стиле Ibanez Tube Screamer TS808. А учитывая то, что для пилева он очень долгое время использовался неким Джоном Петруччи, это довольно значительный реверанс в сторону триаксиса.

Мне очень хочется еще похвалить этот преамп, и поругать за то, что он такой, за то что мне хватило недели чтобы понять, что тембр который так нравится первый день, заставляет на второй искать что-либо новое но опять возвращает тебя на исходную позицию. И так продолжалось пока я не смирился с тем, что положил прибор на полку, где он, пролежав, еще месяц-другой, был продан. Я искренне надеюсь что новому обладателю повезет с ним больше чем мне.

Ведь чтобы две мечты мальчика-подростка с пошкрябанным эго и полупропитой стипендией в кармане исполнялись как в сказке – это немного… Немного не про меня.