Обзор гитарного процессора эффектов VOX ToneLab EX

Серия усилителей и моделирующих гитарных процессоров Vox Tonelab очень популярна уже на протяжении нескольких лет. Частых похвал удостаивается уникальное, подобное ламповому, звучание, которое они дают благодаря использованию лампы предварительного усилителя 12AX7 в схеме, которая, по словам инженеров VOX «разогревает» гитарный звук прежде, чем он проходит цифровую обработку.

Tonelab EX – это последнее пополнение серии, со специфическими улучшениями, направленными на улучшение характеристик для работы вживую. Также как и в работе с другими моделирующими процессорами, вы имеете возможность выбора типа усилителя, и затем выбора индивидуальных типов эффектов, таких как дилэйи, реверберация, хорус и различные другие эффекты модуляции. Кроме этого, педаль подавления шума встроена для музыкантов, использующих звуки с высоким уровнем усиления. Выбор усилителя охватывает все популярные основы, от классических звуков VOX прошлого и настоящего, до звуков, характерных для металла и роковых звуков в стиле Marshall, и многое, находящееся между, с 33 моделями различных усилителей и 11 различными кабинетами на выбор. В дополнение, все это может быть сохранено в 50 четырехканальных банках, что в сумме позволяет вам хранить до 200 различных звуков, которые вы можете вызывать простым переключением ножного переключателя.

Разумеется, все эти опции и звуки, равно как и принцип работы, хорошо знакомы тем, у кого есть опыт работы с моделирующими процессорами эффектов. Тогда что же это за новые изменения в принципе действия для работы вживую? Ну, наверху этого списка изменений, встроенные прямо в процессор настоящие стерео динамики! Это маломощные динамики, и не предполагается их использование для продолжительных репетиций, но они прекрасны для разогрева перед выходом на сцену и для окончательной настройки звука. Второе, широкий стробирующий встроенный тюнер взамен маленького цифрового индикатора, что делает простой настройку между песнями на затемненной сцене. В-третьих, встроенная педаль очень надежна и напоминает винтажные «квакушки» VOX, которая может быть использована и как квакер и как педаль громкости. И, наконец, Tonelab EX имеет много входов и выходов, в числе которых USB для прямой записи, с использованием вашей любимой цифровой аудио рабочей станции на вашем компьютере.

Обзор №1

Попробую написать легкий отчет на основании первых впечатлений. Но, с учетом того, что гитарный процессор VOX ToneLab EX появился только-только, воздержусь от оценок. Считаю, что для объективной оценки прибора необходимо некоторое время интенсивной эксплуатации.

Предыстория покупки:
Начну с того, что я глубоко убежден: для домашнего (сиречь диванного) музицирования, процессор является идеальным решением. Бескомпромиссным сторонникам идеального “лампового” звука, как правило, свойственна легкая недооценка вклада лампового оконечника в привнесение той самой искомой теплоты и специфичности. Безусловно, мнение спорное, но я _так_ считаю. Поэтому наличие лампы в процессорах от Vox меня интересовало в последнюю очередь. Скорее, в выборе производителя процессора бОльшую роль сыграла магия трех букв логотипа, отложившихся в памяти еще с детских листаний журналов типа Rolling Stones. Первым процессором от Vox (именно от Vox, поскольку до этого у меня были и есть процессоры и других производителей) был Vox ToneLab ST .

Сказать, что Vox ToneLab ST меня во всем устраивал – значит слукавить. Прибор и так проектировался как набор лишь самых необходимых (но качественных) эффектов, без идиотского подхода, когда в процессор пихается все, что только можно по принципу: “мы не знаем нафиг это нужно, но вставили – вдруг вам пригодиться ”. Но то, что инженеры Vox “додумались” засунуть компрессор и wah в секцию “грелки” – это караул. Могли бы их вообще не добавлять. Были и еще претензии. Я бы задвинул ST куда-нибудь подальше и не использовал, если бы не тот звук, который при определенных настройках получался с моим Стратом (Нофлер бы обзавидовался).

И тогда я написал письмо в службу поддержки Vox, в котором поблагодарил за интересный прибор и описал все мои пожелание. Удивительно, но мне ответили! Дескать, спасибо за отзыв, проблемы известные (ага, значит не один я такой недовольный), мы постараемся в следующей модели все это учесть – бла-бла-бла. Типичная отписка, не правда ли? Какого же было мое удивление, когда Vox сдержали свое слово и, судя по анонсу нового EX, устранили практически все явные недостатки, вплоть до невменяемого тюнера. Ну, тут я, как честный человек, просто обязан был жениться купить EX в свою коллекцию. Что я и сделал, как только они появились в продаже.

Цена покупки: 299у.е. без учета пересылки
Средняя цена: сложно сказать, вот прямо сейчас на ebay нет лотов, а у нас в магазинах пока не встречались.
С учетом того, что ST на ebay можно купить до $200, согласен, дороговато. Но не стоит забывать, что EX только в феврале появился в продаже (в Японии – в декабре, но там свой рынок и свои цены), возможно, вскоре цена снизится.

Качество сборки / изготовления:
Думаю, неспроста на официальной странице VOX ToneLab EX подвешена фотография, где над прибором зависла нога гитариста в мощнейшем ботинке. Взяв прибор в руки, понимаешь, на что пошла броня танков, попиленных в результате конверсии :). Корпус представляет собой коробку из толстенной стали, которая вполне выдержит вес очередного борца суммо. Другое дело – хрупкие на вид кнопки, хотя, как показывает практика Vox ToneLab ST, максимум, что с ними может случится, это легкое поскрипывание, которое лечится каплей силиконового масла.
Что касается непосредственно сборки: если верить клейму, мой VOX ToneLab EX собран в январе во Вьетнаме. Я не удержался и снял заднюю крышку, чтобы взглянуть на внутренности – что внутри, что снаружи, нареканий нет, все очень аккуратно.

Обратите внимание на колышки поддержки плат на задней крышке – они из дерева :o.

Интересно, это результат дефицита пластика во Вьетнаме или какая-то хитрая инженерная задумка? :) Вообще, дерева в процессоре больше, чем в иных гитарах.

Внешний вид / дизайн:
На любителя, скажем так. Лично мне – чертовски нравится. Старомодные крутилки-клювики, черный грубоватый корпус из толстенного металла – есть в этом свой шарм. Даже двухцифровой сегментный дисплей, сколько бы я не причитал о не информативности его показаний, вносит свой вклад в формирование этого самого неповторимого шарма. Ну, добавили бы они LCD дисплейчик – безусловно, читаемость бы улучшилась, но сам прибор стал бы напоминать дешевую тамагочи и потерял бы присущую ему брутальность. А в полумраке его мигающие светодиодики завораживают по-хлеще иного камина :). Смело ставлю 10.
Вот только надо сразу отметить, что VOX ToneLab EX сильно “поправился” не только с точки зрения функциональности, но и в буквальном смысле. Соотношение размеров со старым-добрым ST можно видеть на фотографии (но по сравнению с тем же HD300 – EX все-таки сантиметров на 10 короче и на пару см уже).

Да и вес, увеличившийся до почти 3.5 кг, не лучшим образом сказывается на мобильности устройства. Соответственно общим габаритам, изменился и размер педали экспрессии (22 см). На мой взгляд, это скорее плюс, поскольку 16 сантиметровая педаль ST выглядела уж сильно по-детски.

Особенности и функциональность:
Вот, спрашивается, на кой черт они вставили в VOX ToneLab EX динамики? Как мне видеться, единственное их предназначение, это в отсутствии звуковоспроизводящего оборудования проверить работоспособность прибора. Не более. Звук через них полное УГ, хотя, чего еще можно было бы ожидать от копеечных картонных пищалок.

Зато на задней панели появилась новая ручка, позволяющая регулировать громкость этих пищалок. Не думаю, что эта ручка у меня когда-нибудь будет на уровне, отличном от 0. Справедливости надо заметить, что динамики автоматически отключаются при вставлении штекера в гнездо вывода.
Наконец-то добавили возможность переключать тюнер в режим стробирования (причем, выбранный режим сохраняется при выключении прибора). Кому-как, а мне со стробирование подстраивать значительно удобнее. Возможность сайлент-настройки осталась по-прежнему.

Основательно была переработана система навигации по пресетам. По сравнению с “линейностью” ST (следующий-предыдущий и хитрая комбинация для пролистывания на 10), новая система VOX ToneLab EX представляется верхом удобства. В двух словах, как это работает: в левой части прибора есть две кнопки, отвечающие за переключения банков, включающих в себя по 4 пресета, которые, в свою очередь, активируются четырьмя кнопками в нижней части. Текущий банк показан на дисплее, а выбранный пресет маркируется горящей возле кнопки лампочкой. С учетом доступных для модификации пользователем 25-ти банков – более чем достаточно для любых нужд. Собственно, даже на ST я для каждой песни резервировал по 3-4 пресета (к примеру, - клин, ритм, соло и пресет для экспериментов), но было чертовски неудобно запоминать где что есть. Я записывал на бумажке. В EX с этим проще – достаточно ассоциировать с каждой песней отдельный банк, а уж в пределах банка переключаться в процессе исполнения. На мой взгляд, вполне удобно. Кроме стандартной функции включения байпаса-тюнера, с помощью этих четырех кнопок можно оперативно изменять время дилея. Лично мне это не нужно, но кому-то, возможно, это пригодиться.

Да, появилась еще одна интересная фишка, напрямую связанная с кнопками переключения банков/пресетов. Это так называемый режим Stomp Box. Режим задействуется одновременным нажатием кнопок переключения банков. В этом режиме оперативно четырьмя кнопками независимо включаются/выключаются эффекты Педаль2, Модуляция, Дилей и Ревер. Фактически, VOX ToneLab EX в этом режиме превращается в педалборд из четырех педалей эффектов + тюнер. Опять таки - вряд ли я буду использовать этот режим, но такая возможность приятно греет душу. На мой взгляд, если есть необходимость отключения какого-либо эффекта, то это проще сделать переключением пресетов - с ним и без. Но, это индивидуально, и, возможно, кому-то режим Stomp Box пригодится.

Появилась новая фишка Total Equalizer. Фактически, это двухполосный эквалайзер, включающийся в режиме вывода Line. Напомню, в ST в режиме Options, включаемом кнопкой выбора кабинетов, крутилки Bass и Volume не использовались. Теперь крутилка Bass и перемещеная Reverb отвечают за Total Equalizer (Hi и Lo соответственно, кстати, очень неплохо убирается “песочек” при игре в линию), а на ручке Volume “поселился” новый параметр Trim, в некоторых пределах изменяющий уровень выходного сигнала. Сами воксовцы указывают, что Trim’ом можно частично нивелировать искажения, привносимые Total Equalizer, когда сильно бустятся высокие или низкие. Могу ошибаться, но мне кажется, что эти параметры отвечают за регулировку работы комбосима. Надо будет еще поэкспериментировать.

Вообще, кнопок и крутилок много. Ну, просто очень много. Даже имея некоторый опыт использования ST, ощущаешь себя обезьяной в кабине вертолета. Возникает некоторое ощущение перегруженности органами управления. Мне сложно сейчас описать особенности каждого параметра, хотя бы потому, что я еще не до конца разобрался, как каждый из них влияет на результирующий звук. Схема коммутации сигнала, по сравнению с ST, существенно изменилась, достаточно взглянуть на картинку, на которой я слепил диаграммы сигнала ST и EX.

Из существенных нововведений – возможность использования двух различных педалей на входе и возможность замены модели усилителя одной из 11 дополнительных педалей. Придется потрудится, чтобы освоить VOX ToneLab EX, но потенциал впечатляет.
По мере обнаружения чего-то интересного (на мой взгляд), буду дополнять отчет. По поводу удобства – тут тоже пока сложно сказать, ведь к любому новому устройству надо привыкнуть. Но, в любом случае, у пользователей ST сложностей с привыканием возникнуть не должно.
Из недостатков – традиционно неудобный соф софт, практически не изменился со времен VOX ToneLab ST. Отчасти, это объяснимо, поскольку любители крутить ручки на экране монитора покупают Guitar Rig, но нормальный мэнеджмент пресетов-то можно было реализовать… Это поправимо. Буду разбираться с протоколом и форматом данных EX с тем, чтобы включить поддержку в ToneLib.

Звук:
Одно я могу сказать точно – как минимум, не хуже VOX ToneLab ST. Появилось много новых возможностей, с которыми еще предстоит разобраться, но простой эксперимент переноса привычных настроек из VOX ToneLab ST, с отключением нововведений EX, позволил получить аналогичное звучание. Так что, те, кого удовлетворяло звучание VOX ToneLab ST, точно не будут разочарованы новым девайсом. Понятное дело, сэмплов пока никаких не писал, да и не мастак я это делать.

Соотношение цена/качество (суммарный рейтинг):
Долго сидел и думал, что написать в этой графе. Ну, да, возможно, дороговато. Но, как бы это сказать, - VOX ToneLab EX радует. Согласен, субъективизм. Ну, вот, не было таких приятных эмоций и желания экспериментировать при покупке HD300. Владельцев HD просьба не обижаться, поскольку приборы-то отличные, просто лично у меня с HD как-то отношения не сложились. Объяснить не могу, это из разряда “фломастеров”. Одним словом, за те положительные эмоции, которые мне подарил и, надеюсь, будет дарить дальше VOX ToneLab EX, не жалко ни одного потраченного на него цента.

Обзор №2

Название инструмента / устройства: VOX Tonelab EХ
Цена покупки: 8 т.р.
Средняя цена: 8-9 т.р.
Звук: 9
Качество сборки / изготовления: 8
Внешний вид / дизайн: 9
Особенности и функциональность: 7
Соотношение цена/качество (суммарный рейтинг):8

Изначально брал его для работы в кавер-бэнде, в условиях, когда приходится включаться в линию. После того, как рассмотрел и отверг идею о педалборде, нацелился покупку POD HD, поскольку до этого играл на нем и в принципе был им доволен. Но рассматривая варианты наткнулся на часто встречающееся мнение о том, что вокс лучше для кранча и чистого звука, к тому же там есть лампа (не знаю насколько реально ее влияние на звук).

К тому же довелось послушать его в работе, другую модель из tonelab серии – SE.
Кранч, клин и эффекты и правда порадовали, к тому же цена на вторичном рынке была не в пользу PODа, так что решение в пользу tonelab было принято, были варианты SE, LE, EX, .последний победил как более современный и компактный.
В свободное время я играю в основном метал, поэтому, уже заказав проц, задумался о его применении для более мрачных целей, чем исполнение хитов на корпоративах и в кабаке.
Чтение отзывов и выслушивание демок на ютубе оставили не самое радужное впечатление – большинство считает, что воксы не годятся для тяжа и демки, которые они пишут, это подтверждают.

Что касается личных впечатлений – прежде чем составить впечатление о звуке пришлось покрутить настройки, и тут – в сравнении с подом, которым я пользовался довольно долго – все не так интуитивно и очевидно. Пришлось немного почитать мануал, немного покрутить ручки, еще почитать, спустя некоторое время снова немного почитать мануал…
Может это с непривычки после пода, может я туповат, но как-то так.
В общем для меня это первый и главный минус – не интуитивное и для меня не удобное управление настройками.
Но вот технический гений разработчиков побежден, настроено несколько пресетов на скорую руку, лампа светит тепло и лампово (кстати при включении звук появляется постепенно, как при нагреве реального усилка, что дает дополнительную надежду, что лампа там не просто так), пришло время послушать звук.

Все что касается чистого звука, чуть подгруженного, легкого кранча – все радует с самого начала, по крайней мере для процессора звучит неожиданно хорошо. Хорошая динамика, реакция на атаку адекватная, в отличие от многих процессоров много звона, высоких частот, ручкой громкости на гитаре кранч легко превращается в чистый, в общем приятные впечатления.
Поиграть фанк, блюз или эйсидиси – без проблем, все рулится легко.

С более плотным перегрузом пришлось немного повозиться, но результат меня устроил, и на мой вкус получился приятнее чем большинство демок на ютубе, для занятий и быстрой записи демо – вполне.
Эффекты по качеству вполне приятные, с огромным запасом по количеству обработки, что оценят, видимо, любители психоделики и пост рока.

Есть ограничение на количество одновременно используемых эффектов, но я не гурман в этом смысле – максимум одновременно используемых педалей для меня это грелка, хорус и дилэй, так что меня все устраивает. Так что если это и минус то субьективный.

Еще о минусах – есть заметная задержка при переключении пресетов, меня это напрягает, приходится переключать чуть заранее, если хочешь быть уверен, что твой драйвовый припев начнется с сильной доли.
Еще немного о сравнении с ПОД ХД – в поде нет задержки при переключении, в нем так же просто рулится тяжеляк, как на ВОКСе блюз и фанк, и наоборот - в поисках вкусного кранча или чистого звука мне приходилось покрутить его.
Итого – за свою цену прибор меня вполне устраивает, со своей задачей справляется, в миксе его слышно, качество звучания меня устраивает, если не сравнивать с усилителем.

ПС: при замене лампы разобрал прибор и обнаружил деревянные распорки которые фиксируют части корпуса внутри. Просто брусочки, куски некрашеных досок. Вроде ничего страшного но осадочек остался…
ПС2: сэмплы прилагаются, записал в основном перегруз т.к. вменяемых чистых звуков записано много и без меня. Плюс небольшое сравнение с подом, попытался накрутить на воксе похожий звук.

Обзор №3

Всем, доброго!
Вот и я стал обладателем VOX ToneLab EX. Сразу начну с плохого.
Во первых АЦП/ЦАП в нем не 24 бита. А всего-лишь 16 бит.
Во вторых, "ToneLab EX Sound Librarian" совершенно не работает под Mac Os X.

В мануале к "Sound Librarian" черным по белому написано "Before you start a ToneLab EX Sound Librarian appication, VOX USB-MIDI Driver is needed to be installed. You can download the VOX USB-MIDI Driver from the VOX website."

Так вот на сейте, кроме самого "Librarian", ничего нет! Как можно выпускать ПО, без возможности его использовать?!
Про лампу Ruby я промолчу фиг с ней. Но такой подход от VOX, я если честно не ожидал совсем.

Обзор №4

Даже без создания своих собственных звуков, простое прослушивание заводских пресетов VOX ToneLab EX впечатляет мгновенно. Для тех, кому необходимо время для того, чтобы научиться структурировать свои собственные звуки и оборудование, или тех, кто просто не хочет напрягаться и предпочитает подключиться и сразу же начать играть, здесь имеется множество опций, подходящих и для дома, и для использования при работе вживую. Весьма убедительные британские звуки, чистые и дисторшны, это то, на чем специализируется этот процессор. Я прослушал многие звуки и через наушники и на акустической системе, и роковые звуки звучали так, будто моя комната была забита моими любимыми стеками, тогда как чистые звуки напоминают звучание любимых всеми винтажных комбоусилителей.

Некоторые из моделей усилителей с высоким уровнем гейна, и моделей педалей дисторшн, имеют какой-то шипучий призвук, который мне не удалось устранить, но это не очень заметно до тех пор, пока вы не начнете сравнивать эти звуки с оригинальным звучанием ламповых усилителей. Сам по себе, как процессор с функцией моделирования, Tonelab EX звучит фантастически. Я пошел дальше и попробовал использовать эффекты Tonelab EX в FX цепочке Marshall JVM410Camp, и он давал впечатляющие эффекты дилэйя, реверберации и другие эффекты модуляции.

Обзор №5

Процессор VOX ToneLab EX - хороший агрегат. Качество звука порадовало от души, главное правильно разобраться с настройками (требует он первоначального прочтения инструкции). При чём можно сделать очень качественный и душевный clean, подобрав кабинет, и радоваться блюзовым пассажам, а можно нарулить мощный овердрайв и соседей пугать))). Плюс хорошая квакалка и процессоры эффектов в итоге позволяют играть в достаточно широком диапазоне стилей от блюза до тяжелого рока, альтернативы и т.д.) Самое приятное, что звук достаточно мягкий, нет эффекта "цифры". Не знаю насколько это заслуга лампы, но в итоге получилась очень симпатичная вещь особенно за нормальные деньги.

Обзор №5

VOX ToneLab EX - Хороший процессор.
сы: живое звучание, впечатляющая эмуляция ламповых преампов, нормальная звуковая атака без резких скачков, большой выбор моделей всех видов гитарных прибамбасов, быстрый доступ ко всем настройкам, сравнительно невысокая цена.
PS: на дисплее не отображаются сохраненные настройки (накрутил звук, сохранил и забыл чё накрутил, потом посмотреть можно только в компьютере), 11 настраиваемых педалей не ставятся в цепь с преампом (либо педаль, либо усилитель), а те педали, которые можно поставить перед усилком - регулируют только перегруз, тупой шумодав.
Выводы: можно брать, потом жалеть не придется.