Engl Thunder 50 E322 Обзор лампового комбика

 Engl Thunder 50 E322 Обзор лампового комбика

Технические характеристики лампового комбика ENGL Thunder 50 Drive E322:

- Мощность 50 ватт
- Динамики: 1 x 12" celestion vintage 30
- Входы/Выходы: Спикерные 2 х 8 Ом, 2 х 16 Ом. Fx loop (параллель\последовательно ), моно/стерео джек футсвича ( Z-3/Z-4)
- Лампы: 6 (1 x ECC 83, 2 x 5881, 3 x ECC 83)
- Каналы: 3 канала: clean, crunch, lead
- Эквалайзер: трехполосный, Переключатели: crunch/lead, clean/lead. Extra crunch volume
- Габаритные размеры: 530х250х450 мм
- Вес: 18 кг

 

Обзор №1

Хочу поделить недавным своим приобретением - ламповым комбо Engl Thunder 50 E322. Ввиду мощной популяризации в последнее время этой немецкой фирмы (возьмем хотя бы Майкла Ромео и Джеффа Люмиса, которые в прошлом году "пересели" на эти усилители), думаю, будет интересно, наконец выдать структурированный отчет.

Стоит сказать, что за все 7 лет, что я играю на электро-гитаре, пришлось пройти весь путь построения гитарного саунда - от Зума 505 в нашу транзистроную Вегу (кто знает, сейчас улыбается во всю ), через этап "процессор\педаль-транзисторный комбо", и так до полноценного качественного лампового комбо. Так что, хоть ухо и было "отравлено транзистором" за все эти годы, но теперь позволяет расслышать разницу болеее-менее обективно.

Должен заметить, что как такового опыта в использовании именно лампового оборудования у меня практически нет. Долгое время исппользовал Line6 Uber Metal, потом убрал его, т.к. BOSS GT 8 выдавал куда более зрелый звук, ну и все это играло через Marhall MG 30. Несклько лет назад я пробовал ламповые головы H&K, их же ламповые педали, но чего-то вразумительного уже не вспомню. Мои гитары - Schecter Hellriser C7 FR (дойдут руки и про него написать), Schecter Omen 7 Special, Shamray Custom Explorer, Cort Action Bass V. Это все к тому, чтобы каждый решал для себя, как относиться к моему обзору и увидеть откуда я говорю. Ну, приступим, обо всем по порядку.

Цена покупки: $1200
Средняя цена: $1100-1400

Звук: 8.5

Первое, что слышит ухо гитариста, не первый год играющего на транзисторе\цифре, который в какой-то счастливый день включает полностью ламповый аппарат, я почти уверен, это "и где же гейн!?".

По-началу кажется, что чего-то сильно нехватает, чего-то важного, что ты нашел для себя за столько времени. По прошествии нескольких часов игры ты понимаешь, чего и улыбаешься - "нехватает" того самого песка. Причем будь он транзисторный или цифровой, смысл остается - чувствуешь веение чего-то неестественного, нарочитого, чего не должно быть в звуке.

Причем понимаешь это именно тогда, когда после лампы снова врубаешься в проц\транз - происходит что-то типа шока - "и на таком ужасе я играл столько лет и даже записывал альбомы?!"... Конечно я может быть утрирую. Но суть одна - именно перегруз лампы, именно этот каскад есть настоящий и живой звук. Как будто ты все время до этого смотрел церно-белый телевизор - духмерную структуру, а теперь увидел как показывает цветной ЖК телевизор, в котором появилось третье измерение (цвет, жизнь) - и от этого уже не откажешься.

Непосредственно звук Engl Thunder 50 E322. Впринципе, большое количество более-менее качественных аудио-сэмплов, что я выкладываю, скажут многое за меня. Поэтому теперь по-существу. Clean Channel - "гейн" и "мастер" отвечают за его громкость, причем первая ручка - за предусилитель, а последняя - за оконечник. Соответсвенно, уже на 60% гейна можно слышать легкую перегрузку натуральными гармониками с сатурацией на чистом звуке - на нековом хамбакере можно играть приятные соло в духе Гилмора, а выставив гейн на 3\4 при сильной достаточно атаке добиться динамичного тянучего блюзового саунда. При половине гейна чистый практически остается чистым и выдает приятные богатые колокольные тона, особенно на нековом сингле (у меня после отсечки - EMG 707tw).

Очень интересно и приятно звучит на чистом звуке бас-гитара, даже 5ти струнная (с нижней СИ). Чувствуется мощь и способность динамика выдать все очень чисто - никаких лишних призвуков на большой громкости (ручка "мастер" дальше 1 (!!!) - уже звенят окна!), разве что пару раз при игре на басе что-то звянкнуло металическое сзади, ну то бас. Crunch Channel - сказать про этот канал особо нечего, т.к. честно говоря, я не играю в стилях, где его звук бы пригодился, потому что гораздо предпочтительнее оказывается Lead Channel - на тех же самых значениях гейна, этот канал выдает куда более могучий звук, в отличие от Crunch.

Однако для баланса в звуке между риффами и соло (тут способствует и доп. громкость для кранча), думаю, как раз самое то. Но я любителей тяжелых стилей - Nevermore, Dream T, Communic, Gamma Ray и тд. и искал для себя именно большой запас по гейну и т.н. "модерновый звук" (кстати на выборе был Krank Rev Jr Pro, но мне он показался слабей по гейну и звуковой мощи). Во-первых, надо чтобы аппарат хорошенько прогрелся, минут 10-15 разогрева на чистом звуке и на лиде можно выруливать очень мощный звук уже при 1\2 (!) гейна и 3\4 ручки баса (которая отвечает за низкую середину, внося нечеловеческую плотность в звук)! Гейн на 60% и 75% знаменуют собой рубежи мощнейшего перегруза, особенно на хорошей громкости (что в принципе не мешает домочадцам!), 100% - это реальное бензопилово, не осбо различающее уже все нюансы игры и инструмента. Однако именно в перегрузе кроется один не совсем приятный момент, по моему мнению.

При увеличении гейна свыше половины увеличиваются и высокие частоты. Это не песок, который убил бы весь звук в транзисторной схеме, а именно какие-то шипящие высокие частоты (или очень высокая середина). Они нехороши тем, что, являясь "пористыми" по структуре, как-будто "размазывают" или поглощают плотность звука собой. Получается странная картина - с одной стороны четкий и упругий бас, а с другой размашистый перегруз. Приходится приберать высокие до уровня 40%. Вполне возможно что я просто не привык к такому звуку (на процессоре я всегда вырезал высокие свыше 6кГц), и именно такое "шипение" - и есть тот самый модерновый звук...

Вполне возможно, хотя мне почему-то тут двойственно - как будто это звук далеких 80х хард-рока...... Так же на мой взгляд, много середины, даже при ее полном вырезании (middle на 0-5%), т.е. это реально громкий и кричаще-рычайщий комбик. Лично мне здесь очень помог процессор, который встал в разрыв последовательно и на котором я вырезал высокие свыше 11кГц, и очтался весьма доволен плотностью и обогощенностью звука. Стоит также сказать про обогощенный гармониками аккорды - хоть чистые квинты, хоть утяжеленные квартами.

Кстати для себя понял, четко, что максимально хороший качественный перегруз способен выдать максимально чистый шестиструный аккорд, который именно бы передал настроение лада, а не превратил все в кашу (этого не мог сделать Line6 UM, но неплохо выдал BOSS GT 8), ну на ЕНГЛе можно играть полновесные акорды - хоть на половине гейна, хоть на 3\4 - это будет очень богатый и в то же время, читаемый звук.

Кстати даже на больших уровнях гейна нельзя сказать, что аппарат сильно шумит! Очень даже мало шумов, на половине гейна лид-канала, практически тихо. Так что 8.5 из 10 за странный для меня момент по высоким в перегрузе ЕНГЛа. Все мои высказывания подкреплены соотвествующими ауди-файлами, так что для собственных умозаключений есть все возможности! --Кстати попробовал воткнуть свой Line6 UM в чистый канал - чессгря не особо понравился звук, но запомнилось что и на стороннем перегрузе слышится характер перегруза ЕНГЛа - те же частоты высоко-срединные. Кстати возможно это особенность строения предусилка или ламп?--

Качество сборки / изготовления: 10

Ну что сказать - немецкая ручная сборка, мелкосерийное производство, т.н. "бутиковый" апарат, надеюсь, что Громобой прослужит долго.

Внешний вид / дизайн: 10.

Комбик Engl Thunder 50 E322 Очень оригинальный и сильный! Зеркальное лого, очень смахивающее на натуральное покрытие (чем-то типа кожи), стильная решетка и переливающаяся панель. Стильно, просто, элегантно.

Особенности и функциональность: 8

Ну функциональность конечно, по-минимуму. Чем я был насторожен. Всего 7 ручек, две кнопки. Один эквалайзер, и совмещение гейн-громкости. Однако придусмотрена одна замечательная вещь, снимающая все недостатки функциональности - последовательно\параллельный разыв. Туда прекрасно встает процессор (не самый плохой, есс-но - BOSS GT 8). Паралельное подключение и микс эффекта не нашел для себя интересным, но утопив ручку в WET, мы получаем полноценный последовательный разрыв.

Кстати интересно, гнездо SEND на комбике посылает сигнал с пред-усилка - можно ли его использовать, например, как основу для какого-нить другого оконечника? Итак, имеющий хороший процессор, или пост-экалайзер отдельный, и футсвич может быть спокоен - функциональность будет обеспечена на уровне. Кстати ручки регулировки громкости Лид и Кранч каналов тоже очень полезны - помогают не теряться в переходе с канала на канал. Остается только подкручивать гейн и середину для риффов\соло, но это все-таки приятно! А все остальное я делаю "с ноги" - переключаю каналы (только клин-лид), отсекаю лишние шумы (всетки иногда ловится радио, хаха), выравниваю частоты, делей, и другие эффекты тоже - и все это через разрыв делает в хорошей коммутации с ЕНГЛом мой БОСС (а ему кстати не все комбики "позволяют" переключать каналы!). Но это все за доп. плату :). Потому 8 из 10.

Соотношение цена/качество (суммарный рейтинг): 8.5.

Кстати, я сам из Казахстана. Как вы уже догадались, найти у нас здесь что-то приличное нет шанса никакого, потому тесно сотрудничаю с российскими фирмами и приходится усердно изучать рынок. Варианты по ламповым комбо были - Peavey Classic, Crate серий V (ниша $600-700), Mesa Boogie (ну тут уж цены в Москве, в частности, завышены просто безобразно, а по качеству сборки уважаемый Азнаур и другие участники форума разносят месу в пух-и-прах), "бутиковые" аппараты (Krank, Brunetti, ENGL).

В итоге после месяцев просмотров на Ютубе и все возможных форумов (наших и не наших), и переговоров, я остановился на Engl Thunder 50 E322. За ту сумму, что я приобрел, считаю, это весьма и весьма выгодным приобретением. Брал, кстати, в "ОК&Co" (как и гитару пару месяцев назад), много здесь ходит разных мнений о них, но у меня все прошло очень хорошо, даже с не совсем тривиальной доставкой, за что им спасибо! Общий рэйтинг 8.5 из 10. Главный минус по сравнению со всеми плюсами - это особенонсть АЧХ перегруза - уж больно он верхастый и срединный. Устраняется опционно процессором и в миксе тем более можно достичь можнейшего современного рычания в духе современных монстров прог-треша, и четкого сильного кранча Петруччи и мелодичного компрессионного певучего плача и на чистом и на перегруженном каналах.