Обзор лампового усилителя Mesa Boogie Mark IV Head

Mesa Boogie Mark IV - это монстр для поклонников действительно мощного звука он предлагает 85 ватт мощности, модель получала  4 раза звание усилитель года и продолжает оставаться бестселлером компании.

Технические характеристики лампового усилителя Mesa Boogie Mark IV Head:

Мощность 85 Ватт
Режимы Pentode/Triode

Лампы в предусилителе 5x12AX7
Лампы в усилителе 4x6L6
3 канала с независимыми ручками Gain и Master (Rhythm I, Rhythm II & Lead)

Независимое управление Treble, Presence на каналах Rhythm I & II (Bass и Mid общие)
Полностью независимое управление эквалайзером на канале Lead (Bass, Mid, Treble и Presence)
Multi-Stage “Cascading Gain” Lead Channel (Lead Gain + Lead Drive)
Переключатель Lead Voicing (Mid Gain/Harmonics)
5-ти полосный графический эквалайзер
Петля эффектов
Пружинный ревер
Режим безшумной записи

Обзор №1

Описывать подобные усилители довольно сложно, у них уже есть сложившаяся репутация, имя, ставшее легендой, ну и самое главное, предубеждения людей. Как правило, когда слышат название этого усилителя, то на ум приходят Metallica и Dream Theater, но фактически на нем играют гитаристы самых разных направлений, так как усилитель радует, прежде всего, своим разнообразием , три канала как никак. Впрочем , думаю, начну по порядку, любой обзор страдает субъективизмом и мой не исключение, поэтому расскажу, то, что я о нем думаю и то как он у меня появился.

Мой первый ламповый усилитель был тоже Mesa Boogie, только «бюджетной» серии Express, версия 5:25. Я был полностью им доволен, два канала, по два режима на каждом, прекрасный чистый, отличный кранч, неплохой хай гейн, правда не особо хай, но усилитель хорошо дружил с примочками, наличие 5 ваттного режима позволяло использовать его дома, а 25 ватт вполне хватало для игры в клубах и студийной записи, поэтому я не знал для него достойной замены и, в общем-то, продавать не собирался.

Но однажды позвонил старый друг, пожаловался на судьбу, что приходится играть транзюк и т.д. и выпросил мой Express. Я ему предлагал купить такой же, но он не хотел рисковать, а я подумал, что можно доплатить и попробовать что-то другое и выбор пал на Mark IV. Почему именно он? Во-первых, уже знакомый брэнд, месовский звук мне нравится, во-вторых – три канала, все мы любим понажимать кнопки, в третьих, благодаря выходу Mark V, цена на них стала ниже, в-четвертых – размер, маленький размер для полноценной головы, высота 3U и ширина рэкового прибора – 48 см., удобно держать дома и таскать с собой если что.

В общем усилок хоть куда, и благодаря наличию связей в США, удалось купить и доставить в течение месяца. Кроме этого пришлось купить трансформатор, усилитель ведь рассчитан на сеть в 110 ватт. А также озаботился кабинетом. Везти из штатов кабинет – не разумно, овчинка выделки не стоит. Поэтому решил заказать у местных умельцев, таковые нашлись в Нижнем Новгороде, которые за пару недель сварганили каб под Mesa. С динамиком оказалось сложнее, классика для Mesa – это Electro Voice, но один динамик стоит почти 300 баксов и доставка за 10 кг.

Его веса тоже не хилая, в общем уже не по зубам, поэтому решил остановится на знакомом Celestion V30, он стоял у меня в Express, но на просторах нашей необъятной родины в тот момент такового не оказалось, пришлось опять покупать в США причем моденый, с переделанным конусом (из конопли, чтоб по-хипповей звучало ), спикерный кабель заказал тоже в штатах у знатного паялщика кабелей Марка Стоддарда. Все это продолжалось примерно с начала апреля по начало мая сего года.

Итак, включаю усилитель, на чистом вроде ничего, второй канал не понятный, третий совсем ни куда не катит, то ли фузз, то ли убитый дист, в общем, я в ауте, первая мысль была лампы поменять, но ведь вроде бы все играет, ничего не фонит, не скрипит и т.д. Началось кручение ручек, какова была моя радость, когда я понял для чего нужен режим Tweed Power – это половинная мощность, то есть его можно включить в режиме Full Power и tweed. Full – полная мощность, tweed – половинная, иначе в домашних условиях просто никак, у него ж 85 ватт, далее сзади обнаружились три кнопки, одна переключает Класс A и Симул-класс, другая пентод-триод, и третья мидгейн-гармоникс, оказалось, что в половинной мощности лучше включать класс A в триодном режиме, а если любишь по-больше гейна, то ставишь на гармоникс.

В общем, это как оказалось главное в чем нужно было разобратся. Но и дальше не все так просто, управление Mesa Boogie Mark IV славится своей загадочностью, Mesa Boogie Mark V, кстати отличается от своего предшественника, прежде всего, интуитивно понятным интерфейсом. Но, в принципе и на Mesa Boogie Mark IV можно разобраться. Во-первых, каждый канал имеет два режима работы – ручка гейн на каждом канале снабжена пуш-пулом, а на 3 канале есть еще ручка драйва тоже с пуш-пулом, и того на 3 канале – 4 режима получается, плюс с пуш-пулами ручки презенса, они тоже для каждого канала отдельные, короче тут не соскучишься.

Далее следует разобраться эквалайзером. Каждый канал Mesa Boogie Mark IV снабжен управлением высоких, средних и низких частот, правда для первого и второго каналов середина и низы общие, только верха разведены, но этого вполне хватает, так как данные ручки представляю собой пассивный эквалайзер который стоит до преампа и поэтому столь ощутимого влияния на звук, как, например, подобные ручки на маршаллах, не оказывают, но это не значит что они не нужны, они меняют характер звука и порой не мало. Помимо этого есть графический 5-полосный эквалайзер – вот этот парень серьезно меняет звук, причем его можно включать отдельно на каждый канал на футсвитче, но на практике он нужен только на третьем канале, чтоб митол нарезать. Также, каждый канал снабжен ручкой громкости, таким образом управление сложное, но дающее простор для фантазии.

Нельзя не упомянуть футсвитч, на котором помимо кнопок включения каждого канала, есть LD+EQ – это кнопочка, в отличии от просто lead включает и выключает третий канал сразу с графическим эквалайзером, поэтому «под ногой» получается не 3, а 4 «звука». Кроме этого есть кнопка EQ, с помощью которой можно добавлять эквалайзер к каждому каналу, и еще кнопочка Loop для петли эффектов, что тоже очень удобно. Сам футсвитч во время транспортировки можно крепить в качестве задней крышки усилителя, что тоже крайне удобно. К сожалению нет кнопки для ревера (я совсем забыл, здесь есть отличный пружинный ревер), но зато на задней панели есть гнездо и туда я включил маленький футсвитч, поэтому и ревер можно включать прямо с борда.

Приступаю к самой сложной части своего обзора – описание звука Mesa Boogie Mark IV. Начнем с первого канала. Это чистый звук, кристально чистый звук, с выдвинутым пуш-пулом и полным гейном дает хороший брейкап, но его подлинное назначение – чистый звук. Лучше чистого я пока не слышал, говорят, что на Mark V лучше, но я с ним не знаком. Может эталон чистого это Fender? Но мы же все помним на основе чего сделан Mesa. В общем, чистым я доволен на все 100%, он может быть хрустальным, сочным, а если играть соло – то дает отличный сустейн, оставаясь чистым звуком. Включать в него перегрузы тоже без проблем. Фузз, овер, дист – все они себя прекрасно чувствуют в первом канале.

Второй канал, я бы описал его как кранч, легкий в первом режиме и достаточно мощный с выдвинутым пуш-пулом. Звук можно нарулить от SRV до Рэнди Роадса, там же вы с легкостью найдете Rolling Stones, Led Zeppelin или AC/DC, проще говоря, здесь перегруженный звук от блюза до хард-рока.

Третий канал Mesa Boogie Mark IV в основном предназначен для хайгейна, хотя благодаря большому количеству режимов, использованию эквалайзеров и т.д. можно добиться разнообразного звучания, но все таки остановлюсь на хайгейне. Звук сочный и яркий, играть соло а-ля Гари Мур одно наслаждение, также легко настроить под трэшевые риффы, насчет более современных дел разного рода core, djent честно говоря не знаю, я этим не особо увлекаюсь, но тут перестроил одну свою гитару в Drop C и попробовал поиграть Periphery – вполне неплохо мне показалось. Ну а если вдруг покажется мало «зла» в перегрузе, то 3 канал отлично дружит с грелками, я в частности иногда пробую с копией Клона Кентавара, включал Тубскример – тоже великолепно. Кроме того, как уже писал выше дист в чистый канал тоже можно без проблем зарядить.

Недостатки Mesa Boogie Mark IV:
1) Сложное управление.
2) Требует хорошей раскачки, на тихой громкости тоже неплохо, но все таки просится врубить в нормальный кабинет, и повернуть как следует ручку мастер-громкости, но в домашних условиях с этим никак, а поскольку последнее время я с концертной деятельностью завязал, то поэтому как следует не могу оценить всей прелести Марка.

Достоинства Mesa Boogie Mark IV:
1) Широкий спектр звучания.
2) компактные размеры.
3) Отличное качество сборки.
4) Достойный звук.

Насчет цены то она высокая, но все же подъемная (на ebay от 1200 до 1500 долларов, но еще плюс расходы на доставку, поэтому получается около 2 тысяч к сожалению, если продают в России с рук, то как правило в районе 50-55 тыс. р.).

Если поставить общую оценку, то наверно - это 9 из 10, главный минус за управление, но по соотношению цена-качество-функционал - этот аппарат вне конкуренции.

Обзор №2